Ученые из Национального Института стандартов и технологий в Боулдере (США) смогли добиться нового рекорда низкой температуры. Им удалось охладить алюминиевую мембрану до температуры 360 микрокельвин, что в 10 тысяч раз холоднее температуры вакуума в космосе. Добиться результата помог разработанный учеными метод воздействия так называемым сжатым светом, сообщает сайт New Scientist. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Температура крошечной пластинки — всего 20 микрометров в ширину и 100 нанометров в толщину — в результате воздействия стала ниже «квантового предела», холоднее, чем считалось теоретически возможным.

Охлаждать до экстремально низких температур ученые умеют с помощью лазера: сконцентрированный свет снижает скорость хаотического движения атомов. В новом исследовании лазерный луч еще лучше справился с этой задачей за счет того, что был специфически организован — только в одной определенной ориентации.

Подобные сверхохлажденные мембраны могут быть использованы в датчиках силы или ускорения, так как способны уловить минимальные изменения. Кроме того, это еще и феноменальная степень контроля над состоянием вещества, и в будущем подобные исследования помогут изменить квантовые вычисления и изучать природу квантового мира, считают авторы работы.

[Иллюстрация: Teufel/NIST]