Сохранить историческую память и народные традиции северных поморцев (нижнепечерских староверов), представляющих собой уникальное явление русского культурного достояния – главная задача ученых-этнографов Коми НЦ УрО РАН.
Силами отечественного народоведения собраны документальные свидетельства, составляющие духовный пласт национальной культуры. Материалы фольклора, обрядовых действий и верований выявляют уникальные черты народного наследия. Среди них особое место отводится севернорусским традициям (нынешняя территория Архангельской области и Республики Коми).
Крестьянский слой Европейского Северо-Востока сосредоточил в себе русскую культуру, которую во времена политических и социально-экономических реформ 20-го столетия считали пережитком вековой отсталости. Как следствие, произошло отчуждение между поколениями и прекратилась преемственность народных знаний, что привело к потере семейных традиций. Сегодня в России существуют конфессии, которые сберегли старорусскую религиозную традицию и культуру. Образцом такой традиционной устойчивости является старообрядчество. В начале 18 века территорию Русского Севера заселяли поморцы – конфессия старообрядцев-беспоповцев, староверов Поморского согласия. Теперь древлеправославие, в том числе и печерских староверов, признается экспертами как особое явление российской религиозной и социально-культурной истории.
Изучая духовные традиции старообрядческих семей, ученые-этнографы Коми НЦ УрО РАН развивают идею национально-культурного возрождения страны. Так, сыктывкарские исследователи рассматривают самобытную культуру Усть-Цильмы (село в Республике Коми, расположенное в бассейне реки Печоры). Знакомство с бытовым укладом, народным творчеством, древнерусским языком, традиционными костюмами помогает понять феномен духовной культуры староверов. Кроме того, внимание специалистов уделяется религиозным традициям. Например, научный интерес лежит в области изучения технологии и стиля икон, связанного с реконструкцией молельного иконостаса.
Татьяна Ивановна Дронова – доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар) – рассказала, чем вызван этнографический интерес к истории Усть-Цильмы и почему важно приобщаться к народному наследию предков.
«В настоящее время в российском обществе актуализируется проблема сохранения культурных традиций и исторической памяти, которая, по мнению ряда учёных, имеет прямое отношение к системе жизнеобеспечения и национальной безопасности. Высказываемые в интеллектуальных кругах опасения по поводу духовного кризиса, который переживает страна, имеют под собой реальные основания. XX век был богат на различные социально-экономические и политические эксперименты. В настоящее время изучение народоведения направлено не только на выявление культурных особенностей, но и на изучение адаптационных механизмов, позволивших сохранить национальные культуры. Особенно актуально это для старообрядческого движения, выработавшего способность воспроизводства в постоянно изменяющейся и, как правило, агрессивной социально-экономической и культурной среде. Необходимость пристального изучения адаптационных механизмов, позволивших, с одной стороны, староверам интегрироваться в местные сообщества, а с другой – сохранить свою культурную самобытность, свои религиозные традиции, более того, постоянно изыскивать новые формы, способствующие сохранению и развитию культуры в условиях глобализации. Такие исследования могут быть полезными специалистам, занимающимся вопросами национально-культурной политики с целью оптимизации межкультурных отношений», – Татьяна Дронова говорит о важности изучения традиционного наследия крестьян-староверов.
Как исследования северорусской культуры староверов помогают углубить представление о народной культуре?
«Издание этнографических работ адресовано не только специалистам, занимающимся в этой области исследований или смежных гуманитарных дисциплин. Область применения значительно шире: это и использование материалов в музейной, образовательной деятельности. В частности, мои работы ориентированы и на рядового читателя, интересующегося русской народной культурой. Свои книги я издаю в красивом оформлении, со множеством фотографий, чтобы читателю было проще погружаться в изучаемую культуру. И, наконец, выход моих книг всегда ожидают в Усть-Цилемском районе, – где я провожу свои исследования. При опросе населения, мне понятно, что молодежь интересуется историей и традициями своего края. Приятным моментом для меня был выход книги о традиционной одежде усть-цилемских староверов, где было представлено полное описание одежды, даны технологические прорисовки ее изготовления. И ныне возобновлено шитье двух видов одежды. Меня, как специалиста, это очень радует, что культуру сохраняют на местах не только естественно транслируемым способом, но и с помощью научных исследований. В этом есть и мой вклад».
Что касается научно-исследовательского охвата духовной культуры русского старообрядчества, по словам Дроновой, следует говорить, о том, что «староверие изучается всесторонне, но это вопрос времени – многое кануло в лету и какие-то культурные пласты сложно реконструируемы».
Обращение современного человека к традиционной культуре (на примере северорусской культуры староверов) способствует формированию интереса к этнографии?
«Если вернуться к изучаемой мной культуре, то староверов, которых называли не иначе как «еретики» или «фанатики», издание трудов ободрило и придало новый импульс к сохранению культуры, ее популяризации. Приезд исследователей, кинематографистов вызывает душевный подъем не только у возрастных людей – носителей традиций, но и у молодежи. В 1970-е годы именно ученые и документалисты помогли сохранить народный праздник «Горка», который находился под запретом властей в Усть-Цилемском районе. Поэтому вклад ученых велик в деле сохранения традиций и приобщения к ним молодого поколения. Ныне этот хороводный праздник включен в современную культурную среду, а летние празднования объединены в названии «Усть-Цилемская Горка» и являются важнейшим фактором консолидации и самоидентификации русских, проживающих более четырех столетий в условиях иноэтничного окружения», – считает Татьяна Дронова.
Ученые Коми НЦ УрО РАН собирают данные не только о бытовом укладе и фольклорных традициях крестьян-староверов, но конечно, об их религии. Отношение органов власти к древлеправославию изменилось уже в постсоветское время: появилась возможность государственной регистрации и легальной деятельности старообрядческих общин.
Усть-Цилемский район является влиятельным регионом распространения древлеправославной веры на территории Севера. По замечанию Татьяны Дроновой, «Печорский край известен тем, что там действовали Великопоженский и Омелинский скиты – духовные центры, благодаря которым староверие распространялось на европейском Северо-Востоке. Действовали мастерские по переписыванию книг и их реставрации, в скитах обучали грамоте. Усть-Цилемская волость – окраинное место, характеризующееся труднодоступностью. Все это способствовало сохранению и упрочению староверия на Европейском Севере».
Исследовательский интерес этнографа Татьяны Дроновой направлен, прежде всего, на ознакомление с этноконфессиональной группой русских староверов-беспоповцев (поморцев), проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми («устьцилёмы»). Чем это вызвано? Ученый пояснила: «Изучение культуры староверов Усть-Цильмы, как собственно и других регионов, находилось под запретом и лишь в постсоветский период начались активные исследования. Мой выбор был обусловлен двумя факторами: это культура, в которой я родилась, и её неизученность. Поэтому рассказывать и писать о культуре, которую не только знаешь, но чувствуешь изнутри – это очень приятное дело жизни».
В чем специфические черты традиции культуры староверов, проживающих на территории Севера, в частности, в селе Усть-Цильмы?
Как отмечает Татьяна Дронова, «староверы России, длительный период находились в условиях изгнания. Уходили на окраины страны и за ее пределы. Интегрируясь в местные сообщества, они сохраняли прежде всего конфессиональные традиции – двухперстный крест, староцерковные книги, иконы. И вместе с тем сохраняли народные обряды, которые регулировали их повседневную и праздничную жизнь. У усть-цилемских староверов гордость вызывают летние празднования «Горка» и «Петровщина», к дням проведения которых съезжаются любители и почитатели старины. Там до сих пор женщины носят традиционную одежду: возрастные полный комплекс (повседневную, молитвенную, праздничную), в гардеробе молодых женщин имеется как современная, так и народная праздничная одежда. Изыскиваются новые формы приобщения молодежи к конфессиональной, народной культурам. При общеобразовательных школах действуют этнокружки, где дети обучаются чтению на старославянском. В Усть-Цилемском районе действует уникальный проект "Родовой дом", в котором участвуют семьи, создаются семейные музеи. Проект объединяет людей: сообща расписывается генеалогия, собирают сведения о представителях рода, устьцилёмы издают книги о своих родах. И, конечно, во всем этом участвуют дети».
Как итог многолетних исследований и сбора материала по этнографии в прошлом году вышла научная монография Татьяны Дроновой «Религиозный канон и народные традиции староверов Усть-Цильмы: формирование, сохранение, эволюция», в которой освещены различные аспекты культуры: формирование духовных центров и деятельность скитов, распространение староверия в Печорском крае. Отдельно рассмотрена общинная жизнь и деятельность наставников, роль семьи в деле сохранения и транслирования традиций, календарная обрядность. Книга рассчитана на широкий круг читателей, как специалистов, так и всех интересующихся русской народной культурой.
Изучение устройства традиционной усть-цилемской семьи и реконструкция их различных обрядов помогают ученым-этнографам определить ценностные ориентации нижнепечорских староверов (русских поморцев). Главными установками института семьи в культуре староверов Усть-Цильмы были сплоченность и организованность. Как правило, староверческие семьи всегда были многодетными и поэтому активно поддерживали родственные отношения. Трудовые, обрядовые и фольклорные традиции (праздничное общение, гуляния, песни) укрепляли устои и семейные связи староверов.
Как им удалось сохранить свои традиции по настоящее время, учитывая социально-экономические и политические факторы?
По мнению Татьяна Дроновой, «в советский период староверие сохранялось главным образом в семьях. Общины были разрознены, требоисполнение совершалось группами молящихся тайно. Старшее поколение следило за соблюдением духовных начал – это приобщение к вере через крещение и соблюдение второго важнейшего таинства – покаяние. В семьях всегда молились, поддерживали духовные традиции и младшее поколение усваивало эту систему знаний и представлений. Здесь следует подчеркнуть, что староверам присущ высокий уровень самосознания и понимания важности сохранения культуры своих предков».
Узнавая образ жизни, обычаи, систему ценностей, самобытность северных поморцев, формируется понимание необходимости бережного отношения к культурно-историческим местам в контексте национального богатства страны. Пробуждение интереса и приобщение к традициям предков (как у жителей Усть-Цильмы Республики Коми) является показательным примером умения ценить многовековой опыт своего народа.