Ученые из Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkley, США) разработали новые датчики, которые могут в режиме реального времени измерять скорость потоотделения и определять количество электролитов и метаболитов в поте. Датчик выглядит как пластырь и легко клеится на кожу. В будущем подобный анализ пота сможет заменить анализ крови, а пластырь – укол иглы, сообщается на сайте UC Berkley. Разработка описана в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Новые датчики содержат спиральную микроскопическую трубку – микрофлюидное устройство, – которая собирает пот с кожи. Отслеживая скорость прохождения пота через микрофлюидную систему, датчики могут сообщать о том, как сильно человек потеет. Микрофлюидная трубка также оснащена химическими сенсорами, которые могут определять количество в поте электролитов (минеральных соединений, способных проводить электрический заряд), таких как калий и натрий, и метаболитов – например, глюкозы.

Разработчики придумали новую конструкцию сенсора: они нанесли трубку-датчик на лист пластикового пластыря с помощью технологии рулонной печати – подобно тому, как печатают газеты в типографии. Этот метод позволяет производить большое количество одноразовых пластырей по низкой цене и за короткое время.

Чтобы проверить, что пот может сказать о состоянии здоровья человека в режиме реального времени, исследователи провели эксперимент с несколькими добровольцами, которым приклеили пластырь на лоб, предплечье, подмышки и верхнюю часть спины. Пока участники исследования ехали на велотренажере, датчики измеряли уровень потоотделения и определяли количество натрия и калия в поте. Данные показали, что интенсивность потоотделения указывает на общую потерю жидкости в организме во время упражнений.

Ученые также попытались определить с помощью «датчика пота» уровень глюкозы у здоровых людей и у пациентов, больных диабетом. Затем они сравнили данные с результатами анализа крови. В этом случае показатели не совпали, поэтому сейчас анализ пота не может заменить анализ крови – по крайней мере в тестах на уровень глюкозы. Исследователи планируют подробнее изучить соотношения в двух видах анализа.

Напомним, что исследователи из Стэнфордского университета также разработали «умный» пластырь, который может сообщить нам частоту сердцебиения, дыхания и передать другие физиологические сигналы.

[Фото: Bizen Maskey, Sunchon National University]