Куда пойти, куда податься… Этот насущный вопрос первым делом встает перед выпускником вуза – молодым специалистом, которого альма-матер вооружила знаниями, и теперь он горит желанием применить их на практике. Как правило, сбываются эти стремления с переменным успехом, зависящим в немалой степени от востребованности как специальности в целом, так и конкретного специалиста. И каким бы качественным ни было образование и современным предприятие, всегда остается шанс, что ценный кадр и интересная вакансия разойдутся, как в море корабли. Чтобы избежать подобных недоразумений, впервые в России была разработана совместная программа госкорпорации «Росатом» и НИЯУ МИФИ, где в этом учебном году открылась новая кафедра, занимающаяся целевой подготовкой специалистов для работы в «Росатоме» в рамках инновационного проекта «Прорыв». Об этом нововведении нам рассказывают исполняющий обязанности декана физико-технического факультета МИФИ Георгий Валентинович Тихомиров и заместитель директора института ОАО «Гиредмет» Николай Маркович Манцевич.
Георгий Валентинович Тихомиров - Исполняющий обязанности декана физико-технического факультета национального исследовательского ядерного университета МИФИ, доктор физико-математических наук, доцент. |
Николай Маркович Манцевич - Заместитель директора института ОАО «Гиредмет», заместитель генерального директора института ОАО «НПО ЦНИИТМАШ», доктор технических наук. |
Междисциплинарная синергия
Н.М.: Наш сегодняшний разговор касается высшего образования для инновационных проектов «Росатома» и его научного сектора. Так бы я определил тему той задачи, которую мы вместе с МИФИ сейчас решаем.
О чем идет речь? Если вспомнить, что было раньше, вспомнить Советский Союз, то была система: образования, распределения, целевой подготовки специалистов. Была и категория так называемых производственников, т.е. вуз получал отраслевой заказ, и предприятия платили стипендию.
Г.Т.: Когда я оканчивал МИФИ, распределение заключалось в том, что нас направляли на предприятия, где мы проходили практику, а некоторые проходили практику в МИФИ, закрепляясь в институте с перспективой поступления в аспирантуру. Я окончил МИФИ в 1986 г., и из моей группы 80% пошли работать на предприятия атомной отрасли.
Н.М.: С чем мы сейчас столкнулись в блоке по управлению инновациями «Росатома»? Одна из проблем – это подготовка специалистов для научного сектора. Заключается она в том, что нужно как можно раньше отобрать талантливую молодежь и подготовить ее адресно, в достаточно узкой специализации. Для крупных проектов нужно давать большой блок подготовки по смежным дисциплинам, и это – мультидисциплинарная подготовка. Таким проектом, для которого мы и запустили эту программу, стал проект «Прорыв», запущенный в рамках новой технологической платформы ядерной энергетики – проект, связанный с замыканием топливного цикла. Существует соответствующая федеральная целевая программа, достаточно долговременная – она принята и финансируется до 2020 г. В настоящее время в проекте участвует около 2 тыс. специалистов «Росатома». И количество людей будет увеличиваться, причем не в разы, а на порядок в течение ближайшего времени.
Для такого проекта требуется большое количество разных специалистов. Когда год назад мы попросили назвать, какие специалисты нужны и в каких областях, я помню, что были названы физика, материаловедение, радиохимия, пирохимия, электрохимия, химия; кроме того, необходимы специалисты в области процессов и аппаратов, технологи редких и цветных металлов, специалисты по топливу, по жидким металлам, по коррозии и способам защиты, по современному моделированию, расчету кодов ИТ и т.д. Технически это впечатляющий список, но он включает также и экономистов, причем экономистов не общего профиля, а понимающих технологии, в том числе и сметчиков, которые могли бы правильно считать вопросы, связанные с оценкой научных исследований. Готовятся ли они сейчас? Безусловно. Мы прекрасно понимаем, что наши ведущие вузы, включая МИФИ, готовят прекрасных специалистов, востребованных в промышленности. Но для крупного проекта была поставлена задача: создать систему, которая готовила бы специалистов-физиков, понимающих не только в физике, но и в экономике, химиков, которые бы разбирались в физике и инженерии, экономистов, которые были бы специалистами в области химии и физики, т.е. специалистов, которые бы после получения квалификации говорили между собой на одном языке – на языке проекта. Таким образом, формируется блок знаний, которые были бы едины в этом проекте для специалистов всех направлений, чтобы общаться друг с другом непосредственно, а не искать переводчика.
Г.Т.: Действительно, исторически у нас существует некий формат, в котором идет локомотив высшего образования. В частности, на физико-химическом факультете есть девять выпускающих кафедр, ориентированных в основном на предприятия атомной отрасли. И, конечно, когда мы узнали о проекте «Прорыв», практически все кафедры были заинтересованы влиться в него и готовить своих специалистов, в том числе и для решения задач данного направления. Но при этом они пользовались традиционными подходами. У кого-то получалось лучше, у кого-то- хуже, единой координационной платформы не было.
Когда к нам обратилась ГК «Росатом» с анализом возможностей для создания кафедры, мы сомневались – надо ли открывать такую кафедру. Потому что, как правило, кафедры, открытые «под заказ», располагаются во внешних институтах и мы не видим своих студентов. Мы их туда отправляем, они там выполняют свою работу, и нет обратной связи. Но когда мы начали обсуждать идею с Николаем Марковичем, мне очень понравился посыл. Звучал он так: кафедра должна быть в МИФИ, лекции должны читаться в МИФИ, кафедра должна быть площадкой, рупором идей «Прорыва». И синергия междисциплинарного знания должна родиться сама.
Слова громкие: междисциплинарность, синергия, межвуз. Их легко произносить, но сложно поверить в механизм, потому что когда я всю жизнь в образовании и науке, я знаю схемы, когда выпускники МИФИ идут в Курчатовский институт, в НИКИЭТ. Это, как правило, долговременные знакомства на среднем уровне, когда представитель предприятия ведет УИР, выбирает сам себе студентов и забирает их. На предприятии они пишут дипломные работы. Однако сегодня у нас предполагается нечто другое. Мы уже прошли путь, когда можно сказать, что кафедра состоялась. Набраны студенты и преподаватели, начался учебный процесс. Мы пока не имеем ни одного выпускника и ни одной даже закрытой сессии. Но уже сейчас, за первые семь-восемь недель учебного процесса, я вижу много нового. Во-первых, люди приходят, читают лекции, что традиционно для ряда выпускающих кафедр, но эти лекции – открытые. На них посещение доступно любому. При этом, например, радиохимию читают специалисты РХТУ, т.е. опорного вуза, но читающие уже и у нас, с неким академическим взглядом. И это уже обмен учебными технологиями. С каждой неделей я все больше верю в то, что в кафедре есть что-то новое – то, чего не было раньше.
Оркестр идей
Г.Т.: В этом году набор в магистратуру - с учетом того, что пока не было массового выпуска бакалавров, - это несколько специфичный процесс. Мы даже перевыполнили КЦП (контрольные цифры приема) на кафедру. Был запланирован набор десяти студентов, реально мы набрали 14 человек.
При этом мы имеем три блока набора. Первый – это выпускники МИФИ, окончившие его в этом году. Как правило, данный контингент поступал на свои кафедры. Задача «Прорыва» привлечь их к себе была выполнена благодаря грамотной информационной кампании. Показать, что их программа лучше, оказалось не так просто, потому что выпускники всегда знают, с кем работают, и уже сформировали свои запросы. Причем некоторые из них уже работают в интересах «Прорыва».
Второй блок – выпускники других вузов. Это, я считаю, будущее новой кафедры. Это люди, закончившие бакалавриат или специалитет в других вузах. При этом часто говорят: у них другая подготовка, они могут не справиться, они более слабые. Таких у нас пять человек. И все они, на мой взгляд, очень хорошие студенты. Что-то получается, что-то нет. Но я верю, что их можно учить в магистратуре. И это бесценный опыт.
И, наконец, третий блок – это специалисты отраслевых предприятий, которые недавно окончили вуз, уже работают на предприятиях и хотели бы повысить свою квалификацию. Таких у нас пять человек, и как минимум трое из них активно участвуют в учебном процессе. Я более чем уверен, что из 14, приписанных к кафедре, не все дойдут до конца. И это нормально. Соответственно, наш старт мне нравится. И при этом хочется подчеркнуть живость и необычность того, что мы опробуем новую образовательную технологию. Так, Вячеслав Александрович Першуков читает лекции по субботам. К нему ходят не только студенты этой кафедры, но и магистры и аспиранты других кафедр. Я вижу, что с каждой лекцией организуется курс. Одну лекцию прочитать легко, две – чуть сложнее, а курс прочитать, с заданиями, с некоей общей философией, с взаимосвязью с другими курсами – гораздо тяжелее. И сейчас на моих глазах выстраивается ряд курсов нового уровня МИФИ, которые читают специалисты отрасли, а мы стараемся их направлять в некую общую схему.
Очень часто встает вопрос: кто разрабатывает магистерскую программу? По логике – преподаватели вузов. Второй вопрос: что у них есть под руками? Сейчас стоит задача – согласовывать учебные планы с работодателем, включать в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) представителей работодателя. Все это мы решаем по мере возможностей. Это первая магистерская программа, на 90% составленная заказчиком, представителем работодателя. Планы утверждены и обсуждались на самом высоком уровне руководства проекта «Прорыв». Задача вуза была вписать эту программу в рамки учебного плана, часов, расписания, и здесь мы выступали не первой скрипкой, а оркестром, который помогает реализовывать идеи заказчика. Ведь зачастую заказчики спрашивают: «Кто выдумал эти учебные планы? Кто эти предметы читает? Это было актуально 50 лет назад». Сегодня мы имеем программу, где люди читают то, что считают нужным, а мы им в этом помогаем.
Н.М.: Насчет первой скрипки я бы здесь поспорил. С номерами скрипок – это жизнь покажет. Мы и студентам этого набора сказали: «Уважаемые студенты, вы должны четко понимать, что, с одной стороны, это эксперимент на вас, на живых людях, и это наша ответственность. Но ваша ответственность – в создании этой кафедры, курсов, в выдаче обратной связи, и она ничуть не меньше, чем задача тех, кто вас учит». И ребята это поняли. На сегодня мы видим помощь с их стороны. Какие-то подсказки, пожелания мы стараемся всячески учитывать, чтобы обе стороны были удовлетворены общением друг с другом. Коррекция идет постоянно. Именно в таком формате: с одной стороны есть заказ, с другой – исполнитель, с третьей – объект. Соответственно, это блок по управлению инновациями «Росатома», МИФИ и этот проект.
Кадры решают
Н.М.: Вернусь еще к программе подготовки кадров. Первое, что мы хотим обеспечить, – целевую подготовку квалифицированных кадров для конкретного проекта. Второе – программа предполагает обеспечение высококлассной, высокоуровневой теоретической подготовки. И очень серьезный аспект - практическая подготовка. Это то, с чем сейчас столкнулась высшая школа, – практика в постсоветское время, актуальные темы научно-исследовательских работ, нормальные рабочие места для выполнения этих исследовательских работ. Эти вопросы в части учебных программ остаются за кадром, но это важнейшие вопросы, связанные с практической подготовкой студентов. Мы хотим за два года получить тех специалистов, которые уже спокойно могли бы продолжать работать в этом проекте и которые были бы акцептованы со стороны заказчика в проекте со стороны научного руководства.
Г.Т.: Еще одна особенность программы – это стажировка и практика на предприятиях «Прорыва». При этом с первого семестра они выбирают научного руководителя и направление, а начиная со второго – работы в конкретных научных группах, подготовку к выполнению основной квалификационной работы.
Н.М.: Программа также предполагает участие ведущих специалистов отрасли в подготовке студентов, академическую межуниверситетскую мобильность, в том числе с возможностями зарубежных стажировок, если будет такая необходимость, и то, о чем мы уже говорили: обеспечение единого базового уровня знаний по адресному инновационному проекту – в данном случае, по проекту «Прорыв». Вообще, если коротко сформулировать отличительную черту новой кафедры, то это обеспечение мультидисциплинарного адресного (целевого) образования. Это именно то, что мы хотим реализовать на этой кафедре.
Г.Т.: С открытием этой кафедры МИФИ получил реальный контакт с проектом «Прорыв». У нас проходят семинары, и другие кафедры получили возможность из первых рук узнавать задачи. То есть кафедра уже сделала свое дело: она присутствует в МИФИ – не номинально, а реально, идут занятия, приезжают люди, можно обсуждать научные, учебно-методические вопросы, вопросы образования. Надеюсь, что в перспективе мы будем иметь учебно-методические пособия от авторов курса, которые обогатят библиотеку МИФИ, т.к. мы нацеливаем всех преподавателей на формализацию того, что они читают. Кто-то хорошо сказал: все готовы учить, но мало кто готов передать то, что он умеет, другим людям. И отлично помогает в этом смысле чтение курса с последующим оставлением конспекта лекции, т.е. наши преподаватели смогут перенять что-то и потом использовать уже в своих курсах.
Межвуз и мобильность
Н.М.: На самом деле мы находимся в рамках тех идей, установок и документов, которые обозначило Минобрнауки. Есть две вещи, к которым призывает министерство и которые мы здесь реализуем. Первое – усиление взаимодействия и организация совместной научно-исследовательской работы, это вузы и научно-исследовательские институты, образование комплексов, участие в совместных проектах – собственно, на это ориентированы и федеральные целевые программы Минобрнауки. Там присутствие вузов в отдельных случаях поощряется, а в отдельных случаях обязательно. Мы в рамках этой программы реализуем это в полном объеме, потому что практическую подготовку наши студенты получают в ведущих отраслевых институтах.
Второй момент – это межвузовское взаимодействие, академическая мобильность, создание межвузовских образовательных программ, что обозначено Минобрнауки и чем студенты могут достаточно хорошо пользоваться за рубежом. Мы знаем, что зарубежная система образования позволяет прослушать одни курсы в одном вузе, другие в других – и так студент может собирать сам те курсы и то обучение, которое он хочет получить, ориентируясь на определенного заказчика. У нас до последнего времени с этим было плохо, если не сказать вообще никак.
Н.Т.: В принципе, ведущие вузы к этому шли – программные курсы по выбору, причем читаемые в других вузах. Это технологически понятно, но труднореализуемо, потому что нет соглашений между вузами. Мы хотим, чтобы наши студенты один день посещали РХТУ, потому что там есть лабораторная база, которой нет у нас. Но пока это затруднительно в связи с тем, что необходимо подписать определенные соглашения. И новая кафедра в этом смысле станет неким локомотивом, который пытается стимулировать подписание необходимых документов, выделения необходимого финансирования, чтобы студенты этой кафедры посещали РХТУ на законных основаниях. Как только это выстроится, мы получим реальный учебный процесс, в котором участвуют несколько ведущих вузов, которые делают индивидуальную подготовку наиболее глубокой.
Н.М.: Надо сказать, что такая практика межвузовской подготовки начинается в Москве и в России, и у нас есть партнерская программа, запущенная в 2011 г. Эта программа начинается с подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы. Она была запущена альянсом МФТИ, «РОСНАНО» и Центра инновационного развития Москвы, а возглавляет ее Юрий Аркадьевич Удальцов. Мы познакомились с этой программой где-то полтора года назад, и сначала она базировалась на МФТИ, но с этого года и мы принимаем в этом участие (шесть студентов МИФИ), а также МИСиС. Со стороны госкорпорации мы предложили в наших научно-исследовательских институтах ряд тематик для студентов этой программы. И надо отдать должное – коллеги прошли хороший путь, и как раз сейчас мы вместе с ними, в параллель с кафедрой, о которой мы говорим, по технологии замыкания ядерного топливного цикла МИФИ, запускаем межинститутский формат этой программы и стараемся использоваться те наработки, которые есть у коллег.
Не все просто, но этот новый формат – формат межвузовского взаимодействия. Мы считаем, что в нем скрыты большие возможности. Надо сказать, что «Росатом» – собиратель камней, и в «Росатоме» есть ключевые вузы, ассоциации опорных вузов – это МИФИ, МИСиС, УрФУ, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет, Нижегородский университет, МАИ, РХТУ, МЭИ. «Росатом» работает еще с тремя десятками других вузов, включая МГУ, региональные вузы, где готовятся специалисты для отрасли. Альянс вузов, возможность межвузовской подготовки и постоянное присутствие в образовании заказчика в виде НИИ и исследовательских центров «Росатома» – это наше будущее, причем то будущее, которое уже началось.
Где учился, там и пригодился
Н.Т.: Сейчас очень важен общий вектор развития высшего образования. На мой взгляд, эта кафедра была бы невозможна без поддержки руководства МИФИ, руководства РХТУ, руководства госкорпорации «Росатом». Сегодня настало время, когда мы можем попробовать новые образовательные технологии и нащупать в этом бурлящем мире те учебные программы, которые реально будут выводить молодых людей, их окончивших, на достойные места работы. Не секрет, что есть проблемы, связанные с тем, что мы ребятам предлагаем место на предприятиях – академия наук, «Росатом», но они оттуда, проработав полгода, уходят в коммерческие структуры, не найдя там достойную оплату труда. Сейчас «Росатом» пытается это переломить – ситуация в институтах «Росатома» коренным образом изменяется, и уже есть достойные предложения. То, что сейчас реализуется в «Росатоме» с кадровым резервом, с переводом молодых, талантливых и зарекомендовавших себя ребят сразу на более высокие ступени, чем просто рядовой специалист, – это одна из таких возможностей. Мы надеемся, что уже на следующий набор у нас будет большой конкурс и тогда мы сможем уже говорить о том, что на кафедре учатся лучшие выпускники опорных вузов корпорации.
Н.М.: Нам очень часто задают вопрос: не боитесь ли вы, что специалисты, которых вы подготовите, уедут за рубеж? Мое мнение очень простое: я всегда говорю – нет, не боюсь. Мы работаем на открытом рынке. В науке мы обязаны ориентироваться на тот открытый рынок R&D-исследований, который существует в мире. Рынок этот на сегодня достигает совершенно невероятных величин по объему услуг и востребования в мире. То, что я наблюдаю по молодежи (я беру срез 30-35 лет, т.е. состоявшиеся молодые специалисты): за этот год я знаю двух специалистов – один в 31, другой в 35 лет защитили диссертации доктора физико-математических наук, и ни один из них не уезжает за рубеж. Второй момент: я знаю специалистов в таком же возрасте, которые отработали в Европе, в Германии, семь-восемь лет и сказали, что контракт у них заканчивается и они возвращаются домой, – им здесь интереснее.
Мы знаем опыт Германии и опыт Китая, когда 15-20 лет был отток специалистов, а десять лет назад, когда государства объявили соответствующие программы, специалисты стали возвращаться со всего мира обратно, получая очень достойные предложения. Просто мы должны готовить специалистов уровня мирового рынка и обеспечить условия для их работы, сопоставимые с теми, которые обеспечивает мировой рынок.
Что мы для этого делаем? Площадка МИФИ находится через забор от нашего отраслевого института ВНИИХТ, и в ближайших перспективах у нас проект, который задуман и продвигается в блоке по управлению инновациями, – это проект по созданию новейших мирового уровня R&D-центров госкорпорации «Росатом». На сегодня мы находимся на этапе переговоров с проектировщиками по созданию двух центров: это центр по материаловедению и центр по химическим технологиям. Центр по химическим технологиям как раз и планируется реализовать на территории института ВНИИХТ, чтобы студентам было ближе ходить. Мы начали реализацию этих проектов, и я думаю, что они будут очень интересными с точки зрения рабочих мест для молодежи, занимающейся наукой; мы постараемся обеспечить условия не хуже, чем в ведущих зарубежных исследовательских центрах.
Н.Т.: Хотел бы обратить внимание, что старт кафедры мне очень нравится и я надеюсь, что будущее у кафедры есть, а программа, которую мы сейчас реализуем, не единственная – мы будем развивать и магистерские программы, и программы аспирантуры. Начиная с этого года аспирантура становится третьей ступенью высшего образования, и я думаю, что со следующего года мы откроем набор не только в магистратуру, но и в аспирантуру. Хотелось бы увидеть впереди действительно возможность работы аспирантов, которые учатся в НИЯУ МИФИ, в R&D-центрах госкорпорации, чтобы они имели достойную жизнь. Очень часто магистры, аспиранты хотят где-то подработать, и хотелось бы, чтобы их подработка была профессиональной, чтобы они не устраивались работать в непрофильную отрасль, а с самого начала варились в котле своей специальности, своего профиля: это пойдет на пользу не только им, но и отрасли и в конечном итоге стране.
Подготовил Виктор Фридман
Фото "Научная Россия".