Ученые ЮУрГУ, ИОНХ РАН и их коллеги из Беларуси и Польши создали уникальный композитный материал

Слоистый мультиферроик из металла и керамики в будущем может быть использован для изготовления сенсоров нового поколения

Ученым Южно-Уральского государственного университета совместно с коллегами из Института общей неорганической химии РАН им. Курнакова (г. Москва), Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по материаловедению, Института физики Польской академии наук удалось создать слоистый мультиферроик из металла и керамики. Материал в будущем может быть использован для изготовления сенсоров нового поколения, сообщает пресс-служба ЮУрГУ. Полученные данные опубликованы в высокорейтинговом журнале, входящем в международную базу цитирования Scopus (Q1) Ceramics International.

Мультиферроики – материалы будущего

В связи с развитием электроники и необходимостью создания более компактных и мощных источников питания, сегодня особое внимание уделяется созданию материалов нового поколения – мультиферроикам.

Ученые Южно-Уральского государственного университета в составе международной команды уже несколько лет исследуют такой класс функциональных материалов, как мультиферроики. Такие материалы обладают одновременно несколькими полезными свойствами, среди которых может быть спонтанная намагниченность и спонтанная электрическая поляризация при отсутствии источника внешнего магнитного и электрического поля. В силу уникальных характеристик мультиферроики являются перспективными материалами для использования в производстве сенсоров, мобильных телефонов, компьютеров и другой электроники, которые способны сделать приборы еще мощнее и компактнее.

«На сегодняшний день известно большое количество материалов, демонстирующих магнитоэлектрическое взаимодействие. Принято выделять однофазные мультиферроики с двойным типом упорядочения в рамках одной фазы, и композиционные, состоящие из нескольких фаз с различными свойствами. Основным недостатком однофазных мультиферроиков является невысокие значения магнитоэлектрического эффекта, что важно для практических применений. Мы сфокусировались на втором типе мультиферороиков, который представляет собой композиционные структуры и кажется более перспективным», – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории роста кристаллов НОЦ «Нанотехнологии» ЮУрГУ Сергей Труханов.

Исследование свойств нового материала

Многослойные или слоистые композиционные мультиферроики представляют большой интерес для исследований.

«Перед нами стояла важная задача исследования корреляции толщин ферромагнитной и сегнетоэлектрической фаз и магнитоэлектрических свойств полученных слоистых структур «керамика-металл». В ходе экспериментов была установлена нелинейная зависимость влияния толщины ферромагнитной компоненты на магнитные характеристики и коэффициент магнитоэлектрического взаимодействия в данных структурах», – продолжает Сергей Труханов.

Открытие вызвало широкий интерес со стороны научной общественности. Однако утверждать о практическом применении данного рода структур пока преждевременно, отмечает ученый. Тем не менее, значительный прикладной аспект у слоистых мультиферроиков имеется. Теоретически данные структуры могут представлять интерес с точки зрения сенсорных применений, причем как для детектирования магнитных, так и электрических полей из-за двойного типа управления. Также могут рассматриваться как перспективные материалы для энергонезависимых ячеек памяти для электронных устройств нового поколения.

Иллюстрация: Сергей Труханов в процессе обжига металлокерамического композита.

Источник: www.susu.ru