Международная команда ученых использовала магнитно-резонансную томографию высокого разрешения (МРТ) для изучения того, как одомашнивание влияет на морфологию мозга кроликов. Полученные результаты показывают значительные изменения в определенных областях головного мозга, участвующих в обработке эмоции страха – в миндалине и в медиальной префронтальной зоне лобной доли. Статья опубликована в PNAS.

В отличие от домашних кроликов, у диких кроликов очень хорошая реакция: они могут моментально броситься бежать прочь от опасности. На них охотятся орлы, ястребы, лисы и люди – поэтому они должны быть очень бдительными и быстрыми, чтобы выжить в дикой природе. Нет никаких сомнений в том, что это различие в поведении диких и домашних животных в значительной степени определяется генетически.

Предыдущие исследования показали, что генетические различия между дикими и домашними кроликами обусловлены в основном экспрессией генов во время формирования мозга. В нынешней работе ученые из Университета Порту (Португалия), Королевского технологического института, Уппсальского университета (Швеция), решили использовать МРТ высокого разрешения, чтобы исследовать, связаны ли эти генетические изменения с изменениями морфологии мозга.

В исследовании участвовали восемь домашних и восемь диких кроликов. Они были подобраны таким образом, чтобы представители каждой группы росли в очень похожих условиях – так ученые стремились свести к минимуму изменения, которые могли возникнуть под влиянием окружающей среды. Данные МРТ головного мозга интерпретировались с помощью сложного анализа изображений, причем ученый, который проводил анализ, не знал, какие кролики относятся к диким, а какие – к домашним.

В результате ученые заметили три существенных различия в морфологии мозга диких и домашних кроликов. Во-первых, у диких кроликов более высокое соотношение размера мозга к телу, чем у домашних кроликов. Во-вторых, у домашних кроликов уменьшена миндалина и увеличена медиальная зона префронтальной коры. В-третьих, у них же наблюдается снижение количества белого вещества головного мозга.

Эти различия соотносятся с тем, что домашние кролики не так пугливы, как их дикие собратья, и что у них ослаблена реакция на угрозу. Результаты показывают, что у домашних кроликов область, которая отвечает за чувство страха (миндалина), меньше по размеру, а область, контролирующая реакцию на страх (медиальная зона префронтальной коры), наоборот, больше. Уменьшенное количество белого вещества указывает на то, что они медленнее обрабатывают информацию – возможно, именно поэтому они медленнее и флегматичнее, чем их дикие родственники.

Ученые подчеркивают, что исследование важно для понимания не только того, как происходит приручение животных, но и того, как изменения в морфологии мозга могут влиять на сложное поведение – например, реакцию на страх.

[Фото: EurekAlert]