Модель мозга Homo neanderthalensis помогла подтвердить ранние наблюдения, основанные лишь на форме и размере черепа, и выявить различия между неандертальцами и первыми Homo sapiens. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Международная команда ученых установила, что мозг неандертальцев был больше, чем у представителей Homo sapiens, но с меньшим мозжечком – нижней частью мозга около позвоночника, которая отвечает за баланс и движение, а также участвует в формировании речи и в обучении. Эта разница, возможно, стала причиной социального различия между близкими родственниками (и неандерталец, и человек разумный относятся к одному роду – люди) и может объяснить, почему один вид вымер, в то время как другой процветал.

Для того, чтобы создать 3D-реконструкцию мозга неандертальца, исследователи объединили дисциплины физической антропологии, машиностроения и нейронауки. С помощью виртуальных «слепков» они сделали компьютерные модели четырех черепов неандертальцев, которые были найдены во время раскопоок и четырех древних представителей Homo sapiens. «Искусственные» черепа точно повторяли форму и размер настоящих. Затем ученые использовали снимки МРТ почти двухсот современных людей для моделирования «среднего» человеческого мозга, который потом они «деформировали», чтобы он соответствовал мозгу неандертальца.

Неандертальцы появились в Европе, Средней Азии и на Ближнем Востоке около 200 000 лет назад. Они исчезли около 30 000 – 000 лет назад – примерно в то же время, когда древние Homo sapiens начали передвигаться из Африки на другие территории. Эти две группы из одного рода в какое-то время пересекались и даже, по оценкам некоторых ученых, жили по соседству, но, скорее всего, враждовали.

Долгое время неандертальцев изображали как закоснелых, не развивающихся животных. Однако, согласно недавним исследованиям, они были более сложными существами, которые занимались искусством, заботились о пожилых людях, хоронили своих мертвых и, возможно, были первыми ювелирами, хотя они, вероятно, были также и каннибалами.

[Фото: Phys.org]