Международная команда географов, физиков и учёных-планетологов предполагает, что дюны были сформированы из ледяных «гранул» метана, «выпущенных» в разреженную атмосферу планеты. Результаты были опубликованы в журнале Science.

Учёные из Плимутского университета (Великобритания), Кёльнского университета (Германия) и Университета Бригама Янга (США) проанализировали подробные изображения поверхности планеты-карлика, полученные в июле 2015 года космическим аппаратом NASA New Horizons («Новые горизонты»). Эти снимки показали, что на границе «Равнины Спутника» – ледяной равнины на поверхности Плутона – и большого горного хребта разбросаны дюны, которые занимают площадь шириной 75 километров.

Плутон – карликовая планета, которая раньше считалась девятой по удаленности от Солнца «обычной» планетой. Одними из основных элементов планеты являются азот и метан. Поверхность Плутона очень неоднородна. После того, как исследователи провели пространственный анализ дюн и ветровых потоков на поверхности планеты, а также спектральный анализ и численное моделирование, они предположили, что сублимация (которая превращает твердый азот сразу в газ, пропуская жидкое состояние вещества) приводит к выбросу в окружающую среду «песчинок» метана в окружающую среду. Затем их переносят умеренные ветра Плутона (которые могут достигать 30-40 км/ч) к границе ледяной равнины и горного хребта – такая неравномерная поверхность является идеальным «препятствием» для «песчинок», скопление которых превращается в дюны. Ученые также считают, что ненарушенная морфология дюн и их связь с лежащим в основе льдом позволяют предположить, что дюны, вероятно, сформировались за последние 500 000 лет и, возможно, совсем недавно.

Ученые отметили, что у каждого тела солнечной системы с атмосферой и сплошной скалистой поверхностью есть дюны, однако они не ожидали обнаружить эти «наносы» на Плутоне. Оказалось, что они могут образоваться и в таких местах, где очень низкое атмосферное давление и температура поверхности составляет около -230 °С.

Для образования дюн на Земле необходима определенная сила ветра, чтобы выпустить частицы песка в воздух, но ветра, который на 20% слабее, достаточно для того, чтобы переносить песчинки. Гравитация и атмосферное давление на Плутоне значительно ниже, чем на Земле. Это означает, что ветра, необходимые для поддержания транспорта «осадков», могут быть в сто раз ниже. И тем не менее дюны могут образовываться и в условиях, повседневных для Плутона. Несмотря на то, что эта карликовая планета удалена от Солнца на расстояние, превышающее расстояние от Земли до светила примерно в 30 раз, у Плутона все же есть земные характеристики.

Исследователи планируют продолжить исследования истории дюн Плутона с помощью компьютерного моделирования.

[Фото: Phys.org]