Ученые из Университета Джоджа Мейсона, Йельского университета (США) и Кембриджского университета (Великобритания) разработали методику, с помощью которой можно повышать «иммунитет» читателей против недостоверной информации, и проверили ее эффективность в эксперименте. О результатах сообщает сайт Кембриджcкого университета, статья ученых опубликована в журнале Global Challenges.

В эксперименте психологов приняло участие около 2000 американцев. Им показывали материалы на тему глобального потепления, как правдивые, так и ложные. Исследователи отметили, что читателей вполне ожидаемо больше привлекали фейковые новости с громкими заголовками.

Чтобы выработать у читателей «иммунитет» к таким новостям, исследователи добавляли к правдивым заметками ложные факты, в небольшом количестве и особо предупредив читателей об их наличии. После такой работы участники эксперимента начинали более критично относиться к информации.

«Дезинформация может быть прилипчивой, легко распространяющейся и воспроизводимой — прямо как вирус», — сказал ведущий автор исследования Сандер ван дер Линден (Sander van der Linden) из Кембриджского университета. Свою методику авторы называют «вакциной от фейков», поскольку она работает по тому же принципу, что обычная вакцина против вируса — психика научается распознавать и бороться с «информационными вирусами», когда их контролируемо вводят в небольших «дозах».