До сих пор ученые и исследователи русской старины не могли восстановить традиционными методами реконструкции костюмы, изображенные на русских лубочных картинках, датируемых XVII–XIX вв. Русский лубок как особый вид графического народного творчества является важной частью культурного наследия, но, к сожалению, костюмы, изображенные на лубочных картинках, были утрачены с течением времени, а изображения содержат мало информации об их конструкции, материалах и технологиях изготовления.
Проблему смогли решить ученые кафедры конструирования и технологии швейных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД). В составе исследовательской группы Алексей и Мария Москвины разработали новый метод проектирования театральных костюмов, который позволяет реконструировать и сохранять важные исторические артефакты для будущих поколений в виртуальном пространстве. Новый метод основан на цифровизации, то есть внедрении компьютерных технологий в процесс проектирования и изготовления изделий. Итогом работы стал проект «Живой лубок», включивший 12 реконструкций персонажей, изображенных на русских лубочных картинках XVII–XIX веков «Карлик и карлица», «Фарнос и Пигасья», «Парамошка с Савоською в карты играл», «История Мелинты», «Мысли ветренные», «Ералаш», «Вор пришел на двор» и «Раекъ».
Проект «Живой лубок» был поддержан благотворительным фондом Владимира Потанина и успешно внедрен в научный оборот. Цифровые реконструкции и материальные костюмы демонстрировались на исторических выставках, даже в формате театрализованных представлений: выставка Минобрнауки РФ «Историческая реконструкция. Промышленный дизайн одежды. Цифровые технологии в моде», выставка по цифровизации исторических костюмов Ивановского историко-краеведческого музея и другие.
Мария Москвина, доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД, один из авторов разработки: «Компьютерные реконструкции обладают рядом преимуществ перед оригинальными экспонатами и материальными репликами: они могут экспонироваться в нескольких местах одновременно, пересылаться на тысячи километров за секунды, не подвержены старению. Такие виртуальные объекты обогащают экспозиции музеев и историко-культурное наследие в целом».
О важности разработки рассказал один из ее авторов, доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД Алексей Москвин: «В существующей практике изготовления театральных костюмов применяют макетирование и многочисленные примерки, это очень упрощает и стилизует изделия, получается «реконструкция пяти шагов»: костюм выглядит похожим на прототип с некоторого расстояния, но, если подойти ближе чем на пять шагов, становятся заметны различия. Нам же удалось качественно модернизировать процесс проектирования театральных костюмов с помощью компьютерных технологий, при том что мы были ограничены в информации о прототипах, выполнить высокоточные компьютерные реконструкции костюмов с русских лубочных картинок и ввести их в научный и культурный оборот».
Всего реконструировано 12 костюмов, состоящих из 67 изделий и аксессуаров, изображенных на русских лубочных картинках. Реконструкции выполнены учеными Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна в сотрудничестве со специалистами Ивановского государственного политехнического университета, Университета Верхнего Эльзаса (Франция), при информационной поддержке Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.
В результате проекта разработаны мультимедиаматериалы, доступные по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UCvYvU1gULO653ugTwLPsxBA
Источник информации и фото: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна