Ученые из Австралии придумали крошечное устройство, которое создает голограмму высочайшего качества. Это позволит создавать технологии визуализации — подобные тем, которые мы видели в фантастических фильмах типа «Звездных войн». Свое открытие ученые опубликовали в журнале Optica.

Ведущий автор исследования Леи Ванг (Lei Wang) из исследовательской школы физики и инженерных наук в Австралийском национальном университете пояснил, что его команда создала сложные голографические снимки в инфракрасном свете с устройством, которое имеет потенциал коммерциализации: «в детстве я узнал о концепции голографических изображений из "Звездных войн". Это реально круто работать над изобретением, которое использует принципы голографии, придуманный в этих фильмах».

Голограммы выполняют очень сложные манипуляции со светом. Они способны хранить и воспроизводить всю информацию, которую несет свет в 3D. Напротив, обычная фотография и компьютерные мониторы ловят и показывают только часть 2D-информации. «Исследования в голографии играют важную роль в развитии футуристических дисплеев и устройств дополненной реальности сегодня, и уже сейчас мы работаем со многими другими приложениями такими как ультра-тонкие и легкие оптические устройства для камер и спутников», — сказал Ванг.

Ванг полагает, что изобретенное устройство может замещать громоздкие компоненты миниатюрными камерами и снизить стоимость космических миссий, сократив размер и вес оптических систем на космических судах.

По словам соавтора исследования доктора Сергея Крука (Sergey Kruk), устройство состоит из миллионов крошечных кремниевых стрежней, каждый из которых в 500 раз тоньше человеческого волоса. «Это прозрачный материал, что значит, что он теряет минимум энергии от света, и он также осуществляет сложные манипуляции со светом. Мы можем структурировать материалы на наноуровне, что позволяет устройству достичь новых оптических свойств, далеко за пределами возможностей природных материалов. Голограммы, которые мы сделали, продемонстрировали, что у этой технологии большой потенциал для использования в ряде приложений», — рассказал Крук.