Суровость условий засухи во время гибели цивилизации майя около тысячи лет назад была количественно определена. Это может помочь в разгадке причин падения одной из великих цивилизаций древнего мира, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Science.

Исследователи из Кембриджского университета и Университета Флориды разработали метод измерения различных изотопов воды, осевших в гипсе из озера Чичанканаб на полуострове Юкатан в Мексике, где жили майя.

Исходя из этих измерений, исследователи обнаружили, что ежегодное количество осадков сократилось на 41%-54% в период краха цивилизации майя. Во время пиковых условий засухи снижение доходило до 70%. Относительная влажность снизилась на 2%-7% по сравнению с сегодняшним днем.

«Роль изменения климата в крушении классической цивилизации майя несколько противоречива, отчасти потому, что предыдущие свидетельства ограничивались качественными оценками климата: становился ли он более влажным или более сухим, - сказал Ник Эванс, аспирант кафедры наук о Земле Кембриджа и первый автор статьи. - Наше исследование представляет собой значительный прогресс, поскольку оно обеспечивает статистически достоверные оценки уровней осадков и влажности во время падения майи».

Цивилизация майя пережила четыре основных периода: Доклассический (2000 г. до н.э. - 250 н.э.), Классический (250 н.э. - 800 н.э.), Поздний классический (800 - 1000 н.э.) и Постклассический (1000 н.э. - 1539 н.э.). Классический период ознаменовался строительством монументальной архитектуры, интеллектуального и художественного развития и ростом крупных городов-государств.

Однако в IX веке в центральном регионе майя произошел крупный политический крах: их знаменитые города известняка были оставлены, а династии прервались. И хотя люди майя выжили после этого периода, их политическая и экономическая власть была подорвана.

Существует множество теорий относительно того, что вызвало крах цивилизации майя: вторжение, война, ухудшение состояния окружающей среды или сворачивание торговых путей. Однако в 1990-х годах исследователи смогли объединить климатические записи периода краха майя и обнаружили, что он совпадает с продолжительным периодом сильной засухи.

Профессор Дэвид Ходелл - директор Кембриджской лаборатории Годвина по исследованию палеоклимата и старший автор настоящей статьи – в 1995 году опубликовал первые физические доказательства корреляции между периодом засухи в озере Чичанканаб и крушением классической цивилизации майя.

Теперь Ходелл и его коллеги применили новый метод и оценили масштабы этой засухи. Используя новый геохимический метод измерения воды, содержащейся в гипсе из Чичанканаба, исследователи построили полную модель гидрологических условий Позднего классического периода.

Ученые измерили три изотопа кислорода и два изотопа водорода, чтобы восстановить историю озерной воды между 800 и 1000 гг. н.э. Молекулы воды внедряются непосредственно в кристаллическую структуру гипсовых форм, и главное, что они содержат различные изотопы, которые присутствовали в древней воде озера во время ее образования. «Этот метод очень точен - почти как измерение самой воды», - сказал Эванс.

В периоды засухи из озер, подобных Чичанканабу, испаряется больше воды, и поскольку более легкие изотопы воды испаряются быстрее, вода становится тяжелее. Поэтому возросшая доля более тяжелых изотопов, таких как кислород-18 и водород-2 (дейтерий), указывает на условия засухи. Путем сопоставления долей различных изотопов, содержащихся в каждом слое гипса, исследователи смогли построить модель оценки прошлых изменений уровня осадков и относительной влажности в период краха майя.

Эти количественные климатические данные могут использоваться для лучшего прогнозирования того, как условия засухи могли повлиять на сельское хозяйство, в том числе на объемы производства таких важных для майя культур, как, например, кукуруза.