Ученые из Вашингтонского университета открывают на Марсе «призрачные дюны»

«Призрачные дюны» – впадины в форме полумесяца (на фото обозначены стрелками) – дают ученым ключ к истории Красной планеты. Коротко об открытии астрономов пишет журнал Science.

«Призрачные дюны» – впадины в форме полумесяца (на фото обозначены стрелками) – дают ученым ключ к истории Красной планеты. Коротко об открытии астробиологов пишет журнал Science.

Впадины появились на поверхности Марса в тех местах, где раньше были настоящие – не «призрачные» – песчаные дюны, в виде их затвердевших «слепков». Они образуются, когда лава или «цементирующиеся» осадочные породы просачиваются и затвердевают вокруг нижних контуров дюн. Ветер постепенно сдувал песок сверху, а затем и внутри углубления, в котором когда-то было основание дюны. В результате на месте дюны осталась лишь яма. Гигантские песчаные дюны уже не раз были задокументированы на многих изображениях Красной планеты, чего нельзя сказать об их «призраках». На Марсе ученые наблюдали «призрачные дюны» впервые в начале этого года. Подобные «экзоскелеты» песчаных дюн были обнаружены и на Земле, и даже раньше, чем на Красной планете, – в 2016 году в американском штате Айдахо.

Анализируя спутниковые снимки, исследователи во главе с МакКензи Дэем (Mackenzie Day) заметили поля призрачных дюн в двух регионах Марса: 480 впадин в Лабиринте Ночи (Noctis Labyrinthus), самом крупном лабиринте планеты, состоящем из множества каньонов, и 300 – в Равнине Эллада (Hellas Planitia), равнинной впадине в южном полушарии Марса. Анализ размера, формы и возраста призрачных дюн может пролить свет на климат планеты на протяжении всей ее истории, сообщает команда в Journal of Geophysical Research: Planets. Например, по тому, куда смотрят концы «полумесяцев», можно определить, с какой стороны дул ветер.

[Фото: Science]