0 комментариев 813

Ученые Института биоорганической химии РАН разработали новые методы таргетной иммунотерапии

О результатах исследования адаптивного иммунитета на Президиуме РАН рассказал Дмитрий Чудаков.

Сегодня проходит третье осеннее заседание президиума РАН. Вторая главная повестка дня — скрининговые технологии в решении проблем комбинаторной химии, биологии и биомедицины. С докладом на тему повестки выступил доктор биологических наук Дмитрий Чудаков (Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН).

Ученый рассказ о результатах исследования адаптивного иммунитета — системы, которая защищает организм от широкого спектра инфекционных и онкологических угроз.

«Эта система устроена математически на разных уровнях. Нас она интересует с точки зрения репертуаров разнообразия структуры Т-клеточных рецепторов и антител. Из миллиона вариантов Т-клеточных рецепторов и антител, которые нам не потребуются, иммунная система подбирает варианты, распознающие новые, ранее не встречавшиеся антигены. Процесс важен, как для защиты от инфекционных заболеваний, так и для защиты от онкологии. Разнообразие формируется случайной перестройкой фрагментов ДНК на уровне генома. Процесс носит вероятностный характер. Это значит, что существуют варианты, которые генерируются в организме часто и редко. Между частыми и редкими располагаются те группы вариантов клеточных рецепторов, которые могут быть применимы в медицинской диагностике».

Дмитрий Чудаков рассказал о новых методах получения репертуаров. «Мы первыми применили молекулярное баркодирование, которое позволяет на выходе нормировать данные, идеально сравнивать разнообразие образцов и пересечение репертуаров, а также исправлять ошибки».

Помимо систематизации информации, ученым удалось для аутоиммунных заболеваний (гепатит, болезнь Бехтерева), обнаружить конкретный консенсус группы похожих вариантов Т-клеточных рецепторов, которые встречаются у широкого круга пациентов с этими заболеваниями. Такие последовательности несут определенный сегмент, который можно атаковать.

«Мы разработали антитело, которое позволяет уничтожить небольшую популяцию Т-клеток в организме. Это новое поколение таргетной иммунотерапии. Уже в следующем году пройдут клинические испытания», — рассказал ученый.

заседание президиума ран медицина