Ученые ИХН СО РАН и ТГПУ научились выращивать «плазменные» культуры

Обрабатывая семена плазмой электрических разрядов, ученые добиваются увеличения продуктивности. К тому же при обработке плазмой уничтожаются грибки и вредители на поверхности семян

Ученые томского Института химии нефти СО РАН (Томский научный центр СО РАН) и Томского государственного педагогического университета экспериментируют с растениями, обрабатывая семена плазмой электрических разрядов. Им уже удалось получить «плазменные» культуры, которые растут быстрее и лучше обычных, сообщает издание «Наука в Сибири».

«Агроплазмохимия — перспективное направление, которое мы развиваем вместе с ТГПУ, — говорит заместитель директора ИХН по научной работе доктор химических наук Сергей Владимирович Кудряшов. — При воздействии электрическим разрядом кислородная плазма разрушает защитные барьеры, заложенные природой: чтобы семена не всходили все сразу или не прорастали слишком быстро. В результате повышается всхожесть, увеличивается скорость роста. Это значит, что в зоне рискованного земледелия, если, например, ударят заморозки, растения успеют подрасти и будут уже более стойкими. Эта энергосберегающая и экологически чистая технология, которая соответствует концепции органического земледелия и снижает технологические риски в агропромышленном комплексе».

Плазмохимическую обработку семян исследователи проводят на установках в ИХН СО РАН, дальше их проращивают на агробиостанции ТГПУ. Эксперименты показали, что если у необработанных семян салата «лолло бионда» энергия прорастания составляет 65%, то у обработанных в течение пяти секунд — 88%.

«Мы начинали с огурцов и помидоров, но там результаты были такие: стебель и листья растут хорошо, а плоды как обычно. А вот у лиственных овощей — салата, рукколы — продуктивность увеличивается в два раза, сам лист вырастает больше», — рассказал Сергей Кудряшов.

Дополнительно при обработке плазмой происходит стерилизация семян — уничтожаются грибки и вредители на их поверхности. Таким образом, семена сразу готовы к высаживанию в теплицу.

«До того, как внедрять эту технологию в производство, необходимо провести еще несколько этапов исследований. Мы планируем подключить к нашей работе генетиков, чтобы понять, влияет ли экстремальное воздействие разрядом на генетический аппарат растения», — добавил Сергей Кудряшов, уточнив, что к проекту могут присоединиться специалисты Сибирского ботанического сада Томского государственного университета.

агроплазмохимия кислородная плазма