С помощью сверхчувствительного спектрометра MUSE на Очень Большом Телескопе ESO астрономы наблюдали свечение водородных облаков из удаленных галактик ранней Вселенной в линии Лайман-альфа. Они предположили, что почти все небо светится в тусклых Лайман-альфа лучах, сообщается в пресс-релизе ESO.

Линия Лайман-альфа лежит в ультрафиолетовой части спектра, однако смещается в видимый диапазон из-за большой удаленности астрономического объекта. Это оптическое явление возникает из-за водородных облаков, через которые проходит свет от объектов. Обилие Лайман-альфа эмиссии ученые Европейской Южной Обсерватории (ESO) обнаружили в сверхглубоком хаббловском поле (Hubble Ultra Deep Field), которое находится в созвездии Печи (Fornax). В 2004 году космический телескоп «Хаббл» составил подробную карту этого участка неба, когда стремился заглянуть в глубины Вселенной. Сейчас астрономам удалось увидеть еще больше.

Наблюдения поля HUDF позволили выявить множество галактик, которые обычный телескоп не смог бы увидеть: для него они были бы всего лишь темными пятнами на небе. А спектрограф интегрального поля MUSE позволил увидеть слабое излучение газовых оболочек самых ранних галактик.

“Наблюдая Лайман-альфа эмиссию от далеких водородных облаков, мы вдруг осознали, что все небо сияет в этом оптическом диапазоне. У нас буквально открылись глаза”, – приводят слова члена исследовательской группы Каспер Борелло Шмидт (Kasper Borello Schmidt) на сайте ESO.

“Это великое открытие! – добавляет Темья Нанаяккара (Themiya Nanayakkara). – Когда вам доведется в следующий раз взглянуть на безлунное ночное небо и звезды, представьте, что все небо освещено невидимым сиянием водорода, первичного строительного материала Вселенной”.

[Фото: ESO]