Семь предметов искусства древних и современных этносов, проживающих в окрестностях западноафриканского нагорья Бандиагара (Республика Мали) с Х-XII века, были датированы в Институте географии РАН и впервые стали экспонатами выставки, которая открылась в Государственном музее Востока вчера, 4 февраля 2021 года. В выставочном пространстве также представлены фотографии, сделанные во время работы ученых ИГ РАН, и научные экспликации, посвященные методу датирования. Выставка «Дети дождя: ногом, теллем и догоны. Искусство этносов Республики Мали» продлится в Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12a) до 28 февраля 2021 года.
«Массово датировать предметы из музейных коллекций с целью верификации хронологии и их культурной атрибуции позволило развитие ускорительной масс-спектрометрии в конце ХХ века, – говорит заведующая лабораторией радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии Института географии РАН Эля Зазовская. – Надо сказать, что в России радиоуглеродный метод в соответствующих целях до последнего времени использовался мало. Но вот уже несколько лет наша лаборатория успешно сотрудничает с Государственным историческим музеем, Музеем Рязанского Кремля и Государственным музеем Востока. При этом видимых повреждений предмету искусства мы не наносим, ведь для анализа требуются миллиграммы углерода. В итоге во многих случаях наша работа дает возможность определить настоящую «биографию» предмета, а порой и выявить подделку».

Название изображения

Но не все так просто: одним из «подводных камней» при радиоуглеродном датировании музейных экспонатов является их стойкое загрязнение, связанное с консервацией для хранения и при реставрации. «При датировании материалов из коллекций мы не всегда имеем информацию об условиях их хранения, – говорит Эля Зазовская. – Тогда в лаборатории последовательно подбираются методики и растворители для удаления загрязняющих веществ и выделения датирующей фракции. Часто это осложнено тем, что сам по себе образец, который мы можем взять для датирования, не нарушив ценный музейный экспонат, очень мал, и каждая его химическая обработка – это риск его уничтожения. Загрязнение образца при музеефикации может происходить как современным углеродом, так и материалами, полученными на основе продуктов углеводородов, которые имеют запредельный возраст, – продолжает эксперт. – Возникают вопросы и при интерпретации полученных радиоуглеродных дат, хорошо известные исследователям. Например, датирование времени «смерти» материала, а не момента создания объекта, или же вторичное использование материалов для производства объектов и «длинный путь» от материала до изделия».
Как отмечает куратор выставки, сотрудник Государственного музея Востока Дарья Ванюкова, сотрудничество с учеными Института географии РАН – это принципиально новый этап работы с предметами африканского искусства в России. «Дело в том, что датировка этих предметов по степени их сохранности и стилю представляет большую сложность, поскольку, как показывает опыт, ни то, ни другое не может быть надежным датирующим признаком, – говорит эксперт. – Нередки случаи, когда относительно недавно сделанные вещи выглядят как очень старые, причем степень их дегидратации велика.

Название изображения

Напротив, те, что хорошо сохранились, могут оказаться не такими старыми. Что касается стилей в искусстве догонов, то они очень разнообразны – даже скульптуры из соседних деревень могут иметь между собой очень мало общего. Как показывает опыт сбора коллекций их традиционного искусства Малийской экспедицией Института востоковедения РАН, даже в одном и том же деревенском квартале стиль может меняться быстро и радикально. Такое положение осложняется наличием индивидуальных стилей отдельных мастеров – даже в пределах одной деревни они могут отличаться большим разнообразием. В этой ситуации на помощь пришел радиоуглеродный анализ».
Полученные в результате радиоуглеродного датирования данные, в первую очередь, позволили надежно выявить предметы современного происхождения (после 1950 года) и получить календарные даты для предметов, изготовленных в XV и XIX веках нашей эры. А полученные данные, связывающие объекты с конкретными деревнями, создают, как отмечает Дарья Ванюкова, фундамент для дальнейших исследований не только судеб художественной традиции и бытования устного предания, но и конкретных старых деревень теллем и догонов, расположенных над современными поселениями.

 

Фото Эли Зазовской

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института географии РАН