Семь предметов искусства древних и современных этносов,
проживающих в окрестностях западноафриканского нагорья Бандиагара
(Республика Мали) с Х-XII века, были датированы в Институте
географии РАН и впервые стали экспонатами выставки, которая
открылась в Государственном музее Востока вчера, 4 февраля 2021
года. В выставочном пространстве также представлены фотографии,
сделанные во время работы ученых ИГ РАН, и научные экспликации,
посвященные методу датирования. Выставка «Дети дождя: ногом,
теллем и догоны. Искусство этносов Республики Мали» продлится в
Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12a) до
28 февраля 2021 года.
«Массово датировать предметы из музейных коллекций с целью
верификации хронологии и их культурной атрибуции позволило
развитие ускорительной масс-спектрометрии в конце ХХ века, –
говорит заведующая лабораторией радиоуглеродного датирования и
электронной микроскопии Института географии РАН Эля Зазовская. –
Надо сказать, что в России радиоуглеродный метод в
соответствующих целях до последнего времени использовался мало.
Но вот уже несколько лет наша лаборатория успешно сотрудничает с
Государственным историческим музеем, Музеем Рязанского Кремля и
Государственным музеем Востока. При этом видимых повреждений
предмету искусства мы не наносим, ведь для анализа требуются
миллиграммы углерода. В итоге во многих случаях наша работа дает
возможность определить настоящую «биографию» предмета, а порой и
выявить подделку».
Но не все так просто: одним из «подводных камней» при
радиоуглеродном датировании музейных экспонатов является их
стойкое загрязнение, связанное с консервацией для хранения и при
реставрации. «При датировании материалов из коллекций мы не
всегда имеем информацию об условиях их хранения, – говорит Эля
Зазовская. – Тогда в лаборатории последовательно подбираются
методики и растворители для удаления загрязняющих веществ и
выделения датирующей фракции. Часто это осложнено тем, что сам по
себе образец, который мы можем взять для датирования, не нарушив
ценный музейный экспонат, очень мал, и каждая его химическая
обработка – это риск его уничтожения. Загрязнение образца при
музеефикации может происходить как современным углеродом, так и
материалами, полученными на основе продуктов углеводородов,
которые имеют запредельный возраст, – продолжает эксперт. –
Возникают вопросы и при интерпретации полученных радиоуглеродных
дат, хорошо известные исследователям. Например, датирование
времени «смерти» материала, а не момента создания объекта, или же
вторичное использование материалов для производства объектов и
«длинный путь» от материала до изделия».
Как отмечает куратор выставки, сотрудник Государственного музея
Востока Дарья Ванюкова, сотрудничество с учеными Института
географии РАН – это принципиально новый этап работы с предметами
африканского искусства в России. «Дело в том, что датировка этих
предметов по степени их сохранности и стилю представляет большую
сложность, поскольку, как показывает опыт, ни то, ни другое не
может быть надежным датирующим признаком, – говорит эксперт. –
Нередки случаи, когда относительно недавно сделанные вещи
выглядят как очень старые, причем степень их дегидратации велика.
Напротив, те, что хорошо сохранились, могут оказаться не такими
старыми. Что касается стилей в искусстве догонов, то они очень
разнообразны – даже скульптуры из соседних деревень могут иметь
между собой очень мало общего. Как показывает опыт сбора
коллекций их традиционного искусства Малийской экспедицией
Института востоковедения РАН, даже в одном и том же деревенском
квартале стиль может меняться быстро и радикально. Такое
положение осложняется наличием индивидуальных стилей отдельных
мастеров – даже в пределах одной деревни они могут отличаться
большим разнообразием. В этой ситуации на помощь пришел
радиоуглеродный анализ».
Полученные в результате радиоуглеродного датирования данные, в
первую очередь, позволили надежно выявить предметы современного
происхождения (после 1950 года) и получить календарные даты для
предметов, изготовленных в XV и XIX веках нашей эры. А полученные
данные, связывающие объекты с конкретными деревнями, создают, как
отмечает Дарья Ванюкова, фундамент для дальнейших исследований не
только судеб художественной традиции и бытования устного
предания, но и конкретных старых деревень теллем и догонов,
расположенных над современными поселениями.
Фото Эли Зазовской
Информация и фото предоставлены пресс-службой Института географии РАН