Ученые Академии биологии и биотехнологий Д.И. Ивановского ЮФУ доказали, что цинковые удобрения не только увеличивают рост растений, но и помогают достичь биообогащения, не оказывая при этом опасного воздействия на почву. Выводы исследователей помогут фермерам оптимизировать использование цинковых удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур.

Четан Кесвани, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» АБиБ ЮФУ

Биодоступность цинка в почве влияет на поглощение цинка растениями, а также на питание человека и животных. На ранних этапах жизни дефицит цинка может влиять на эмбриогенез, гипогонадизм, повышенную уязвимость к серьезным заболеваниям и снижение умственного развития. Резервуара цинка в организме человека нет, поэтому необходимо регулярно обеспечивать его биодоступность через пищу или добавки, чтобы избежать его дефицита. «Биообогащение — это метод повышения биодоступности жизненно важных элементов в порциях съедобных культур за счет агрономических действий или генетической селекции. Тем не менее большинство сельского населения не имеет возможности получать разнообразные диеты, добавки и коммерческие обогащенные продукты», – рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» АБиБ ЮФУ Светлана Сушкова.

Ученые АБиБ ЮФУ под руководством высококвалифицированного специалиста, ведущего научного сотрудника, заведующего лабораторией «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» Четана Кесвани оценили воздействие различных концентраций цинка (Zn) на почву при общем доступе питательных элементов и выращивании риса, а также баланс цинка и индекса его накопления в системе «почва-растение».

«Для проведения эксперимента мы вносили в почву различные дозы цинка (1,25-10,00 мг/кг) в форме раствора сульфата цинка. Рекомендуемая доза удобрений (N, P и K) для гибридного риса составляла 150, 60 и 60 кг/га соответственно. В качестве источников этих элементов использовались удобрения, которые применялись в форме раствора перед посадкой риса: мочевина, диаммонийфосфат и хлористый калий. Полученные данные показали, что использование цинка улучшает общее микроэлементное состояние растений и их ростовые характеристики», – поделился Четан Кесвани.

В ходе научной работы ученые пришли к выводу, что внесение цинковых удобрений в оптимальном количестве может достичь цели биообогащения цинком, не оказывая при этом опасного воздействия на почву и растения. Кроме того, внесение цинка в дозе 6,25 мг/кг было устойчивым подходом к росту, усвоению питательных веществ, биодоступности цинка и среднему суточному потреблению цинка при низких экономических потерях. Результаты исследования, опубликованного в научном журнале Eurasian Journal of Soil Science, помогут фермерам в будущем оптимизировать использование цинковых удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур.

Работа выполнена при поддержке проекта Министерства науки и высшего образования РФ по поддержке молодежной лаборатории «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» в рамках программы развития межрегионального научно-образовательного центра Юга России (№ ЛабНОЦ-21-01АБ, FENW-2021-0014).

Информация и фото предоставлены Центром общественных коммуникаций Южного федерального университета