Ученые Академии биологии и биотехнологий Д.И. Ивановского ЮФУ доказали, что цинковые удобрения не только увеличивают рост растений, но и помогают достичь биообогащения, не оказывая при этом опасного воздействия на почву. Выводы исследователей помогут фермерам оптимизировать использование цинковых удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур.

Биодоступность цинка в почве влияет на поглощение цинка растениями, а также на питание человека и животных. На ранних этапах жизни дефицит цинка может влиять на эмбриогенез, гипогонадизм, повышенную уязвимость к серьезным заболеваниям и снижение умственного развития. Резервуара цинка в организме человека нет, поэтому необходимо регулярно обеспечивать его биодоступность через пищу или добавки, чтобы избежать его дефицита. «Биообогащение — это метод повышения биодоступности жизненно важных элементов в порциях съедобных культур за счет агрономических действий или генетической селекции. Тем не менее большинство сельского населения не имеет возможности получать разнообразные диеты, добавки и коммерческие обогащенные продукты», – рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» АБиБ ЮФУ Светлана Сушкова.

Ученые АБиБ ЮФУ под руководством высококвалифицированного специалиста, ведущего научного сотрудника, заведующего лабораторией «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» Четана Кесвани оценили воздействие различных концентраций цинка (Zn) на почву при общем доступе питательных элементов и выращивании риса, а также баланс цинка и индекса его накопления в системе «почва-растение».

«Для проведения эксперимента мы вносили в почву различные дозы цинка (1,25-10,00 мг/кг) в форме раствора сульфата цинка. Рекомендуемая доза удобрений (N, P и K) для гибридного риса составляла 150, 60 и 60 кг/га соответственно. В качестве источников этих элементов использовались удобрения, которые применялись в форме раствора перед посадкой риса: мочевина, диаммонийфосфат и хлористый калий. Полученные данные показали, что использование цинка улучшает общее микроэлементное состояние растений и их ростовые характеристики», – поделился Четан Кесвани.

В ходе научной работы ученые пришли к выводу, что внесение цинковых удобрений в оптимальном количестве может достичь цели биообогащения цинком, не оказывая при этом опасного воздействия на почву и растения. Кроме того, внесение цинка в дозе 6,25 мг/кг было устойчивым подходом к росту, усвоению питательных веществ, биодоступности цинка и среднему суточному потреблению цинка при низких экономических потерях. Результаты исследования, опубликованного в научном журнале Eurasian Journal of Soil Science, помогут фермерам в будущем оптимизировать использование цинковых удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур.

Работа выполнена при поддержке проекта Министерства науки и высшего образования РФ по поддержке молодежной лаборатории «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» в рамках программы развития межрегионального научно-образовательного центра Юга России (№ ЛабНОЦ-21-01АБ, FENW-2021-0014).

Информация предоставлена Центром общественных коммуникаций Южного федерального университета