Ученые ДВФУ (г. Владивосток) ведут комплексный анализ условий жизни жителей дальневосточного региона, чтобы оценить уровень миграционной убыли и определить предпосылки роста депопуляции населения
Специфические особенности регионов Дальнего Востока (суровые климатические и природные условия, удаленность территорий, недостаточно развитая дорожная инфраструктура) существенным образом сказываются на условиях проживания населения, в частности, на самореализации людей, их социальном и экономическом уровне жизни, а главным образом, на сфере труда и занятости. Эти факторы формируют миграционные настроения в обществе и вызывают отток коренного населения в западные (пристоличные) и южные регионы нашей страны, что неизбежно приводит к негативной динамике демографии и росту депопуляции на Дальнем Востоке.
Социологи Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) проводят эмпирические исследования для выявления причин внутренней миграции, например, определяют показатели социального благополучия/неблагополучия, демографического и экономического развития, отслеживают динамику численности населения, состояние трудовой миграции. Ученые выявляют проблемы, основные тенденции и перспективы социально-экономического развития малых городов ДФО.
Анна Викторовна Винокурова – кандидат социологических наук, доцент Департамента социальных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (г. Владивосток) – рассказала о проводимых социологических исследованиях, выявляющих наличие актуальной проблемы и причин регулярного оттока жителей из дальневосточных регионов, так называемого «западного дрейфа», ввиду отсутствия возможностей для удовлетворения базовых жизненных потребностей.
Анна Винокурова в течение 20 лет научной работы занималась изучением проблем семьи в контексте трансформации современного общества и изменения уровня и качества жизни, с 2015 года – проблемами семей мигрантов, а потом и тенденциями миграции приграничных регионов. Исследование прошлого года «Жизнь на фронтире: миграции и мобильности в приграничье» отразило сведения не только о положении миграции и демографической ситуации, но позволило дать оценку социально-экономическим факторам развития дальневосточных регионов российско-китайского приграничья.
В этом году в рамках краткосрочного проекта по гранту РФФИ «Дальний Восток: уехать "куда" или "откуда"» (с апреля по декабрь 2021) под руководством Анны Винокуровой прошло исследование по проблемам миграции, вызванным оттоком местного населения. В проектную группу помимо сотрудников ДВФУ вошли коллеги из Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск) и Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Москва), с которыми давно поддерживается многолетнее сотрудничество. Из 11 объектов Дальневосточного федерального округа (Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ) отобрали 7 регионов, в которых ученые провели фокус-группы со студенческой молодежью и интервью с экспертами (в качестве которых выступили журналисты, представители региональной и муниципальной власти, активисты-общественники, представители академического сообщества и бизнес-сообщества). Исследователям удалось выявить ряд трудностей, которые связаны с проблемами физического и духовного воспроизводства населения ДФО и которые провоцируют усиление миграционных настроений.
Составлено А. Винокуровой на основе данных Росстата.
Инфографика показывает, что практически во всех городах ДВ в 2019 году наблюдалась отрицательная миграционная динамика. Уезжает больше, чем приезжает. Исключение составляют только Южно-Сахалинск и Находка, там миграционный прирост положительный. Но вопрос остается открытым: смогут ли эти города в перспективе сохранить этот положительный тренд? И также по другим городам: получится ли переломить негативную миграционную динамику? В целом, идет стягивание населения из периферийных региональных территорий (прежде всего, из сел) в региональные столицы. Но приток сельских мигрантов не покрывает миграционного оттока, т.е. жители региональных столиц мигрируют дальше – в западные регионы нашей страны.
«Нами охвачены в исследованиях очень разные социальные группы, но люди говорят об одной проблеме – отсутствии работы и достойной заработной платы. Все регионы, за исключением Якутии и Республики Бурятия, испытывают отток, в первую очередь, по этой причине. Кроме того, регионы находятся в состоянии глубокой депопуляции, здесь главные причины – дороговизна жизни и отсутствие качественной медицинской помощи», – подчеркнула Анна Винокурова.
По замечанию исследователя ДВФУ, «региональная и федеральная политика не способствует закреплению населения на дальневосточных территориях. Посмотрим, как было в 2019 на примере Владивостока: за счет миграционного оттока убыло около 18 тыс. чел., а прибыло около 17 тыс. чел. Приток путем внутренних переселений из периферийных районов в региональные столицы и трудовой (вахтовой) миграции не перекрывает отток коренных жителей в западные, более благополучные по социальным и экономическим показателям, регионы страны».
В какие регионы страны уезжают жители дальневосточных регионов?
«Это территории чем-то напоминающие Приморье: Крым, Краснодарский край, а также Калининград, Санкт-Петербург и прочие города, расположенные на побережье Черного, Азовского, Балтийского моря», – уточнила ученый.
Таблица составлена А. Винокуровой на основе данных Приморскстата
Показано, что основная траектория миграционного движения преимущественно связана с выездом в западные регионы РФ. Большинство едут в ЦФО, преимущественно это Москва и Подмосковье. Но если смотреть по сумме выбывших, то больше именно в сумме выезжают в ЮФО и СЗФО: Краснодарский край, Калининград, другие города Черноморского и Балтийского побережья. Люди выбирают новое место жительство исходя из двух параметров: близость к столице (Москве) и относительно недорогая жизнь. Т.е. не сама Москва, а прилегающие территории
Почему сложилась такая неблагополучная ситуация?
«К сожалению, меры, которые принимаются правительством, носят только точечный характер и не имеют серьезных результатов: например, льготная ипотека для освоения дальневосточных территорий только привела в невероятному подорожанию квадратного метра. Если говорить о «дальневосточном гектаре», я задавала вопрос людям, которые рассматривали такой вариант освоения земель: как они оценивают возможные перспективы в плане использования своих преференций? Но они понимают, что удаленность территорий сказывается на возможностях благоустройства, прежде всего потому, что нет электричества, развитой социальной инфраструктуры, транспортного сообщения. Представители бизнес-сообщества по большему счету особых преференций не получают. То же касается и «Программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом»; было заявлено, что переселят 300 000 человек, а на данный момент по факту приехало 3000, что говорит о низкой эффективности предлагаемой программы. Все эти меры по привлечению людей на Дальний Восток не работают. Нужно направить усилия на то, чтобы сохранить и закрепить население на этой территории. Ведь пожелания коренного населения элементарны – достойная заработная плата, качественная и доступная медицина, развитая социальная инфраструктура. Но если нет возможности учить детей, зарабатывать на жизнь, иметь комфортные условия проживания, то люди уезжают. Сейчас есть субсидирование авиабилетов, но стоимость полета в ближайшие города и регионы равна стоимости на дальние расстояния, что тоже создает разрыв между регионами. Нет развитого скоростного железнодорожного сообщения между регионами в ДФО, но и пассажиропоток не настолько высок, чтобы развивать и обслуживать транспортную сеть. На Восточном экономическом форуме в этом году прозвучала идея: строить новые города и организовать новые точки роста. Зачем? У нас есть города. Давайте их возродим!», – выразила мнение Анна Винокурова.
Составлено А. Винокуровой на основе данных проведенных исследований.
Пояснение к диаграмме: в 2020 году было проведено анкетирование, в опросе приняло участие 898 человек. Почти две трети опрошенных считают ДВ недостаточно развитым регионом
Есть ли принципиальное отличие явления внутренней миграции на Дальнем Востоке, например, от сибирского региона?
«Здесь нет принципиальных отличий. В Сибири тоже большие расстояния и тяжелые климатические условия. Но есть такие большие города, как Красноярск, Омск, Новосибирск, которые являются центрами сибирского региона.
По большому счету, нельзя сказать, что отток имеет только дальневосточный характер. Переселение носит региональный характер. Если у жителей нет достаточных возможностей в плане самореализации, карьерного роста, перспективы повышения уровня доходов, получения образования, организации своего досуга, то это все стимулирует миграционные процессы. Если не обустраивать регион, то это может стать причиной внутренней миграции. Бывает так, что вслед за детьми уезжают родители, чтобы поддержать семью, а порой даже они сами стимулируют своих детей на большие перспективы и более комфортные условия проживания в другом регионе», – прокомментировала исследователь.
Кроме того, ученые ДВФУ выяснили, что порой причина не столько в том, что жители ищут перспективы на будущее и место проживания, где можно более выгодно приложить свои навыки и компетенции. Явление внутренней миграции бывает связано и с «возвращением домой» (не коренных дальневосточников, а тех, кто здесь долгое время работал по распределению и служил еще в Советском Союзе, а потом остался и завел семью). Люди стремятся восстановить контакты и связи с близкими родственниками, которые на протяжении длительного времени были прерваны или утрачены.
Наблюдается ли процесс притока населения за счет миграционного прироста из других российских регионов на Дальний Восток?
«В дальневосточный регион приезжают люди, чтобы заработать денег вахтовым методом. Так в 2020 году в Якутию приехало почти на 6000 человек больше, чем выехало из региона, но это не означает, что они здесь останутся. Они приехали заработать и потом вернутся к своим местам проживания. То же касается и других регионов: люди приезжают на короткий период, чтобы решить свои текущие проблемы. Может стоит ориентироваться на коренное население, а не к привлекать новые кадры?
Касательно зарубежных мигрантов, то в последнее время китайцы не являются доминирующей группой трудовых мигрантов, поскольку изменилось и российское, и китайское законодательство. Высвобождаемая рабочая сила становится востребованной внутри КНР. А вот граждане Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана очень активно приезжают сюда и используют любую возможность заработать денег, они занимают свою нишу и решают свои финансовые проблемы. У коренного населения нет жесткого противостояния с ними, а есть понимание того, что мигранты не конкуренты и работают там, куда не идут местные жители», – пояснила ученый.
Составлено А. Винокуровой на основе данных Росстата.
Пояснение к таблице. В последние 30 лет идет неуклонное снижение численности населения ДВ как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. Все регионы находятся в состоянии глубокой депопуляции. С 2011г. только в двух регионах: Республика Бурятия и Республика Саха (Якутия) удалось переломить ситуацию, там наблюдается положительная демографическая динамика
Что может стимулировать возвратную миграцию? Какие рекомендации вы можете предложить по сдерживанию миграционного оттока?
«Привлечь массово и масштабно людей из других регионов не получится. Надо сохранить и удержать коренное население, которое проживает здесь. А для развития региона можно привлекать трудовых мигрантов, но понимая, каких и на какие работы и сферы производства, чтобы избежать проблем с сохранением своих местных кадров», – убеждена Анна Винокурова.
Таким образом, повышение привлекательности территорий Дальнего Востока для проживания, а именно, формирование благоприятных условий жизни (образование, работа, здравоохранение, культура) для местного населения должно стать приоритетным при планировании целенаправленной региональной социально-экономической политики, и тогда Дальний Восток действительно может стать полигоном для отработки новых идей развития экономики, науки и инновационных технологий.
Фото и инфографика предоставлены Анной Винокуровой