Ученые Пермского Политеха (ПНИПУ) создали быстрый способ диагностики болезни Альцгеймера на различных этапах ее развития. Разработка ученых Пермского Политеха позволяет диагностировать болезнь, когда ее еще можно замедлить или предотвратить. Способ основан на данных магнитной восприимчивости вен головного мозга, и на разработку уже выдан патент.

Источник фото - Александр Алексеев / ПНИПУ

«Ранняя диагностика крайне важна, не только болезни Альцгеймера, но и вообще всех нейродегенеративных заболеваний. Вся проблема заключается в том, что патологические изменения в мозге, накопление определенных белков, которые запускают целый ряд паталогических, необратимых каскадов, начинаются за 15-20 лет до того, как появляется минимальная клиническая картина. Когда мы начинаем лечить человека с нейродегенеративным заболеванием, даже если он находится в начальной стадии болезни, с точки зрения патологии это уже безнадежно поздно», — рассказал нашему корреспонденту заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Научный центр неврологии» академик Сергей Николаевич Иллариошкин.

Магнитная восприимчивость (МВ) вен головного мозга — физическая величина, которая характеризует толщину вен. Эту характеристику можно определить с помощью контрастного вещества и магниторезонансного исследования определенного типа (необходим специальный режим и мощность МРТ-установки).

«Мы проанализировали данные 81 пациента, давших согласие на публикацию их медицинских сведений, и выяснили, что есть две вены, которые являются наиболее информативными. А именно: базальные вены и вены таламуса в левом и правом полушариях головного мозга. Ранее это было неизвестно. В этом заключается первое принципиальное отличие нашего метода от существующих», — поделился начальник управления организации научных исследований ПНИПУ Александр Алексеев.

«Второе важное отличие: имея томографический снимок, мы смотрим не на конкретное значение магнитной восприимчивости, которое измеряется числом, например, 178, а на категорию этого показателя — низкая, средняя или высокая. И затем по набору значений МВ вены таламуса и базальной вены в левом и правом полушариях мы последовательно определяем их сочетание и качественное состояние мозга, которому соответствуют три возможных значения корня принятия решения», — дополнил ученый.

Только в 5% случаев потребуются дополнительные исследования, соответственно, в 95% случаев диагноз будет поставлен с помощью корня принятия решений. Политехники разработали специальную таблицу. Врач, анализируя показатели МРТ, определяет категорию магнитной восприимчивости (1 — малая, 2 — средняя, 3 — высокая) у каждой из четырех вен. Получается комбинация из четырех цифр, которую остается расшифровать по готовому простому алгоритму. Так получается итоговое значение. Но окончательный диагноз все равно ставит врач, поскольку метод носит вероятностный характер, и его достоверность составляет 78%.

Источник фото: Александр Алексеев / ПНИПУ