Новое исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Дэвисе (США), показывает, как связаны между собой трехмерные каркасы хромосом у нескольких видов плотоядных. Новый сравнительный подход можно использовать для определения родственных генов у разных групп животных, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи использовали технику Hi-C, чтобы определить трехмерную форму участков хромосом у 11 видов хищников из трех семейств. Среди этих хищников были: дымчатый леопард, леопард, тигр, гепард и пума; собака динго, африканская дикая (гиеновидная) собака и рыжая лисица; черный медведь, белый медведь и гризли. Исследование опиралось на данные проекта «Геномы позвоночных» (Vertebrate Genomes Project), связанного с проектом «Биогеном Земли» (Earth BioGenome Project).

В этой работе ученые рассматривали механизмы на уровне хромосомных компартментов – то есть оценивали, как упакована длинная нить ДНК и какие гены физически находятся рядом друг с другом в трехмерном пространстве в ядре клетки. Расположение генов относительно друг друга может влиять на то, как они включаются или выключаются, даже если они относительно удалены в последовательности ДНК.

Команда обнаружила, что для генов, которые являются ортологичными (ответственными за один и тот же признак) или родственными по происхождению, трехмерные структуры хроматина были организованы похожим образом как у животных внутри семейства, так и между тремя семействами плотоядных, несмотря на хромосомные перестройки в процессе эволюции. Это говорит о том, что эти гены кодируют важные функции генома.

[Фото: Clouded leopard, Nashville Zoo, CC 3.0; African Wild Dog, Flickr use Pim GMX, CC 2.0; Grizzly bear with salmon, N. Boak, National Park Service]