Ученые из Германии и Шотландии обнаружили у трилобитов, доисторических морских существ, дополнительные одиночные органы зрения на лбу, сообщает Кельнский университет. Подробно об открытии рассказано в журнале Scientific Reports.

Дорсальные глазки встречаются у некоторых взрослых насекомых (например, у цикад). Обычно эти дополнительные органы зрения располагаются на лицевой или дорсальной части головы, между основной парой сложных глаз. Также они встречались у многих родственников вымерших трилобитов. А вот у самих трилобитов до сих дополнительные глаза не были обнаружены – несмотря на 150 лет исследований этих древних существ. Ученые предполагают, что эти глаза были характерны для трилобитов на личиночной стадии. К тому же, они располагались под прозрачным слоем панциря, который, окаменев, стал непрозрачным. Поэтому глазки не были обнаружены до сих пор.

Ученые обнаружили дополнительные глаза на образце трилобита Aulacopleura koninckii, у которого была соскоблена часть головы. Они обнаружили три почти одинаковых по форме темных крошечных овальных пятна одинакового размера на передней части головы. Эти три структуры параллельны друг другу и слегка расходятся веером на нижней стороне. Все три пятна характеризуются ровным четким контуром и однородным темно-коричневатым цветом. Четкий, правильный внешний вид отличает эту структуру от случайных образований.

У трилобита Cyclopyge sibilla, обитавшего в свободном океане, исследователи также обнаружили три чашеобразных одиночных глаза на так называемой глабели – средней части головного щита трилобитов – между большими сложными глазами, которые, по-видимому, даже имели хрусталик и не отличались от человеческих глаз. Вероятно, у Cyclopyge sibilla дополнительные глаза были гораздо более эффективными, чем глаза трилобитов Aulacopleura, обитавших на морском дне.

[Иллюстрация: Brigitte Schoenemann & Euan N. K. Clarkson / Nature]