Способность птиц бороться с микробами зависит от паттернов миграции.

Так как осень каждый год всегда переходит в зиму, большинство птиц Европы и Азии собираются в стаи и летят на юг, чтобы погреться в тропическом тепле Африки.

Когда снова приходит весна , они возвращаются умеренную Палеарктической зону, чтобы спариться и вырастить свое потомство. Исследователи захотели узнать, почему эти перелетные птицы, пролетающие огромные расстояния не заболевают птичьем гриппом.

«Когда мы выезжаем в отпуск за границу, мы нуждаемся во всех видах прививок,»- говорит Эмилия О'Коннор, эколог Лундского Университета, Швеция.

«Но у птиц нет возможности получить профилактическую фармацевтическую защиту. Это нас озадачило: «Как это птицы так хорошо справляются с тем, что  для нас представляет трудную проблему?».

Чтобы выяснить эту загадку, O’ Коннор и ее коллеги классифицировали больше 1 300 разновидностей певчих птиц, как перелетных, так и тех , которые постоянно все сезоны года проживают в Африке или в Палеарктической зоне — примером последнего является луговой конек (показан на фото).

Следующим этапом исследования явился отлов и размещение в ловушках диких птиц от представительного подмножества 32 разновидностей для забора образцов крови для генетического анализа.

Исследователи искали гены, которые кодируют класс белков иммунной системы типа MHC-I, которые участвуют в распознавании болезнетворных микроорганизмов.

«Чем больше число таких генов, тем больше видов внедрившихся бактерий может обнаружить иммунная система пернатого,»- говорит O’Коннор.

По параметрам генов, оседлые африканские птицы обладали самой крепкой иммунной системой. Поскольку большинство палеарктических птиц сначала улетали в тропики и затем возвращались на север, то исследователи подозревают, что эти разновидности птиц обладали меньшим разнообразием ген MHC-l.

Результаты работы были представлены в мае в журнале «Экология Природы и Эволюции».

«Перелетные птицы из-за своего образа жизни сталкиваются с двумя отдельными наборами болезнетворных микроорганизмов,»- говорит O’Коннер. «Я ожидала, что у них будет  наивысшее генное разнообразие из всех групп, поэтому я была чрезвычайно удивлена, когда обнаружила генное разнообразие перелетных птиц оказалось таким же как и у подобных видов европейских птиц.»

Молодые птицы являются самыми восприимчивыми к болезнетворным микроорганизмам  сразу же после того как вылупятся из яйца, и стресс воспроизводства приводит  к заболеванию их родителей, вероятно, также.

Принимая выше изложенные причины, O’Коннор подозревает, что эволюция, возможно, дала перелетным разновидностям птиц преимущество в генах, отвечающих за сопротивление болезнетворным микроорганизмам, встречающихся обычно на севере, то есть там, где птицы рождаются, за счет цены тех, которые защищают от тропических микробов.

«Или же, перелетные разновидности птиц, возможно, приобрели другие формы иммунитета, которые не являются патогенно специфическими для болезнетворных микроорганизмов,» -  говорит биолог Камилла Боннод из Университета эволюции Эксетера, которая не участвовала в собственно  исследовании.

«Нам теперь необходима дальнейшая работа в выяснении вопроса,  вкладывают ли перелетные  разновидности птиц меньше резервных сил в борьбу с болезнетворными микроорганизмами,»- говорит Боннод,- и «больше работать над другими типами иммунных процессов.»

Автор:Джейсон Г. Голдман

Перевод: Энигма Л.Н.

источник Журнал Саентифик Американ №10 2018, стр 16.