Ученые Тюбингенского университета (Германия) и Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) провели прорывные исследования с помощью полисомнографических записей (параметры состояния организма во время сна), которые помогут по качеству сна диагностировать хроническое тяжелое расстройство сознания. Статья с описанием и результатами исследования опубликована в журнале BMC Medicine.  

Юрий Павлов. Фото: Полина Лобанова

Юрий Павлов. Фото: Полина Лобанова

Исследование проводилось на трех группах пациентов: с хроническим тяжелым расстройством сознания (вегетативное состояние — ВС и состояние минимального сознания — СМС) и пациенты, находящиеся в сознании, но полностью парализованные ниже шеи. В результате выяснилось, что все три группы проводят примерно равное время с закрытыми и открытыми глазами, но по открытым/закрытым глазам у пациентов с хроническими нарушениями сознания невозможно определить, бодрствуют они или спят. Большинство таких пациентов бодрствовали, закрыв глаза, и спали с открытыми глазами. 

Кроме того, ученые узнали, что чем выше уровень сознания таких пациентов, тем чаще они спят в ночное время. У пациентов с хроническим тяжелым расстройством сознания происходила частая смена сна и бодрствования. 

«Самое важное: мы увидели, что “рисунок” сна у пациентов с тяжелым расстройством сознания сильно отличается от графика сна у здорового человека. Могут отсутствовать целые стадии — как первые две — поверхностного сна, так и стадия медленно-волнового сна или фаза быстрого движения глаз. Так, последняя стадия встречалась значительно реже у пациентов в ВС, чем в СМС. А у двух третей пациентов в вегетативном состоянии мы не обнаружили сонные веретена, которые характерны для второй фазы сна и связаны с когнитивными функциями, например, консолидацией памяти, то есть усвоением в ходе сна полученных за период бодрствования знаний и навыков», — рассказывает научный сотрудник департамента психологии УрФУ и Института медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета Юрий Павлов.

У оставшейся трети веретен было мало, и они не отличались высокой амплитудой и частотой. Это уникально: ни у какой другой клинической группы пациентов с каким-либо другим заболеванием отсутствие веретен не выражено настолько сильно. Иными словами, пациенты с хроническими нарушениями сознания, и особенно в вегетативном состоянии, могут показывать любую стадию сна в любое время дня и ночи. 

«Вместе с тем, вопреки результатам предыдущих исследований и нашим ожиданиям, мы не обнаружили различий в продолжительности медленно-волнового сна у всех трех групп и даже в сравнении со здоровыми людьми. То есть медленно-волновой сон не исчезает и не сокращается даже при сильных травмах мозга. Вероятно, это связано с тем, что медленно-волновой сон имеет большое значение для выживания. Например, если организм лишить медленно-волнового сна, он быстро умрет, хотя при потере фазы быстрого движения глаз наступят только психологические патологии», — поясняет психолог. 

По словам специалиста, в будущем, при совершенствовании метода полисомнографии, по таким данным можно будет корректно диагностировать состояние больных с хроническим тяжелым расстройством сознания и назначать им необходимое лечение. 

«Надеемся, наша работа будет признана стандартом в данной области исследований», — комментирует Юрий Павлов. 

 

Справка

Ученые Тюбингенского университета и УрФУ провели исследование 42 пациентов в возрасте от 18 до 69 лет с помощью полисомнографии. Методология исследований отличается от предыдущих. Так, с ее помощью психологи оценили влияние больничной обстановки (движения персонала, шумов, света и т. д.) на качество сна пациентов. Выяснилось, что перечисленные факторы играют незначительную, если вообще какую-либо роль в развитии массивных нарушений сна у пациентов с хроническими нарушениями сознания. Общий объем сна у пациентов был таким же, как и у здоровых людей. 

Во-вторых, измерения проводили без перерыва на случай, если кто-то из пациентов бодрствовал ночью с закрытыми глазами и спал днем с открытыми. В итоге специалисты изучили 24-часовые записи состояний каждого из пациентов с 30-секундным «шагом», в течение которого сон может сменить бодрствование, и наоборот. И выявили периоды как поведенческого (по открытым/закрытым глазам), так и электрофизиологического (по полисомнографии) сна и все его стадии. На этом этапе они использовали классификацию стадий сна (первая, вторая, медленно-волновая, стадия с быстрыми движениями глаз) у пациентов с хроническим тяжелым нарушением сознания. 

По наличию цикла бодрствования и сна отличают хронические нарушения сознания от комы. Считается, что с помощью полисомнографических записей можно отличить две разновидности хронических нарушений сознания. Это вегетативное состояние и состояние минимального сознания. По параметрам сна можно предсказать, вернется ли больной в сознание. Причем маркеры сна, в отличие от многих нейрофизиологических тестов, МРТ, предсказывают более точно. 

Еще 20 лет назад считалось, что во время комы переключения с бодрствования на сон и обратно не происходит, человек постоянно находится в режиме сна, с закрытыми глазами. Соответственно, выйдя из комы и открыв глаза, он восстанавливает цикл сна и бодрствования. Однако в начале 2000-х годов ученые из США и Бельгии, используя полисомнографию, установили, что пациенты в вегетативном состоянии, в отличие от пациентов в состоянии минимального сознания, находятся в состоянии постоянного бодрствования (хотя, как известно, лишение человека сна через несколько недель приводит к гибели). 

Позже группа ученых из Тюбингенского университета экспериментально установила, что у абсолютного большинства пациентов в вегетативном состоянии происходит изменение циклов бодрствования и сна, наблюдаются такие ритмы сна, как веретена и К-комплексы (характерны для второй фазы и связаны с когнитивными функциями, например, консолидацией памяти, то есть усвоением в ходе сна полученных за период бодрствования знаний и навыков), а также фаза быстрого сна (быстрое движение глаз, когда мозг приходит в повышенную активность), и только некоторые пациенты, примерно один из 15, действительно могут не спать совсем. Однако измерения проводились лишь в ночное время, и оставалась вероятность, что люди, у которых сон не был выявлен, на самом деле спали днем. Чтобы выяснить это, ученые из Тюбингенского университета и Уральского федерального университета и провели вышеописанное исследование.  

 

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета

Источник фото: https://urfu.ru/ru/news/34467/