В сентябре в Ульяновске проходила работа Пятого Международного культурного форума «Креативный регион – сильная страна», одна из экспертных секций которого была посвящена взаимодействию творческого бизнеса и государственных учреждений культуры. Ее модератором стала кандидат культурологических наук, доцент кафедры управления проектами Московской высшей школы социально-экономических наук, Председатель правления агентства «Творческие индустрии» Елена Зеленцова. Нашей редакции удалось связаться с Еленой Валентиновной и спросить ее мнение, какие творческие индустрии наиболее востребованы в России и в каких случаях творческий предприниматель может быть владельцем среднего и крупного бизнеса.

 

- В Европе творческие индустрии уже достаточно развиты, а на каком уровне их развитие находится у нас в России?


- Тут не очень правильно говорить исключительно о Европе. Дело в том, что в 2008 году вышел доклад ООН, который называется «Креативная экономика». В соответствии с концепцией ООН креативные индустрии являются центром креативной экономики, в которую также входят и другие области, например, наука. И с 2008 года, в среднем раз в 2 года (последний раз он выходил в 2013 году), на уровне ООН оценивается развитие творческих индустрий и креативной экономики в 200 странах мира. И, собственно говоря, эти оценки позволяют судить по объективным данным, которые в ООН предоставляют страны в рамках общемировой статистики, на каком уровне кто находится. Конечно, лидируют развитые страны: США, страны Европы, в последние годы, кстати, неуклонно увеличиваются показатели Китая. Россия занимает в этом ряду достаточно скромное место, но нельзя сказать, что последнее. В принципе, Россия достаточно ярко представлена на рынке творческих индустрий, но при этом мы, к сожалению, по-прежнему опираемся на импорт культурных продуктов, нежели производим своё. 

 

- Какие индустрии сейчас можно отнести к творческим? Есть ли их так называемый канонический список?


- Канонический список сформулировали британцы в 1998 году. В него включены исполнительские и изобразительные искусства, музыкальное продюсирование, литература и издательское дело, кино и медиа, средства массовой информации, дизайн и мода, IT-сектор и реклама. Но многие страны идут своим путем и что-то добавляют, одни из частых добавлений – культурный туризм, ландшафтные парки (как это сделали в Финляндии). Но в целом, конечно, это те индустрии, которые связаны с творческими бизнесами в области различных искусств, разного рода мультимедиа технологиями, их созданием и продвижением.


- Какие направления творческих индустрий, на Ваш взгляд, наиболее востребованы в нашей стране?


- Поскольку творческие индустрии всегда опираются на культурные и творческие ресурсы территории, у нас достаточно мощно представлен – это показывает и статистика ООН – сектор книгоиздания и литературы, потому что великая русская литература – это то наследие, на котором строится русскоязычный мир и формируется интерес к книгам, и, соответственно, это дает возможность с помощью ее произведений широко охватывать людей по всему миру. Также представлено достаточно хорошо монументальное искусство. Что же касается современных секторов, таких как, например, реклама, то даже при очень больших оборотах она не предпочитает присутствие своего творческого контента. Мы должны понимать, что переводная реклама – это тот же сектор, но это не собственный контент. Хотя в последние годы ситуация стала меняться, все-таки эти новые секторы у нас немного позади. С другой стороны, мы очень успешны в развитии IT и новых технологий, как и некоторые постсоветские страны. Достаточно вспомнить программы Касперского. Или, например, Белоруссию с современными компьютерными играми, в частности, World of Tanks, сделанную белорусской компанией Wargaming.net. Это говорит о том, что потенциал здесь достаточно велик.


Еще в последние годы набирает обороты сектор моды. Появилось много достаточно новых имен, они пытаются выстраивать какие-то собственные рынки, растить молодежь и выпускать образовательные программы, то есть с ним, в принципе, тоже все хорошо становится. Далеко, конечно, от идеала, но, тем не менее, улучшение уже можно заметить.


- Какие на сегодняшний день существуют форматы сотрудничества внутри креативных индустрий?


- Творческие индустрии довольно сегментированы, поскольку они объединяют разные виды деятельности. С другой стороны, внутри какого-то профессионального сообщества, например, между теми же людьми, которые занимаются модной индустрией, всегда есть коммуникация и обмен мнениями, формируются какие-то профессиональные сообщества. Здесь, конечно, очень важны не только творческие кластеры, которые являются общемировой признанной формой поддержки творческих индустрий, но не прямой финансовой, а коммуникационной. Помимо них, существующих во многих городах России, есть профессиональные события – специализированные форумы, и они очень важны: ярмарки для галеристов, посвященные, к примеру, актуальному современному искусству, недели моды, форумы IT-технологий и даже ярмарки выходного дня, которые объединяют ремесленников и представителей hand-made индустрии, очень популярной сейчас в крупных городах, – не просто создают для горожан приятный повод выйти из дома, но еще и дают возможность мастерам лучше узнать друг друга и как-то обмениваться опытом.


- Существуют ли примеры, когда поддержка малому творческому бизнесу оказывалась со стороны государства?


- Такие проекты, безусловно, есть. Тем более что программа развития малого и среднего бизнеса России есть, и она ставит знак равенства между всеми малыми бизнесами. Есть, например, Фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова, который поддерживает социальных предпринимателей. Несколько лет назад знаменитый на всю Россию проект Музея пастилы в Коломне получил их большую поддержку в виде кредита на очень выгодных условиях для того, чтобы расширить производство. И я уверена, что такие примеры еще есть, другой вопрос, что поддержка именно творческих малых бизнесов пока еще очень мало фигурирует в качестве программы городской политики.


Одновременно я не могу не отметить, что в основы государственной культурной политики вошел целый абзац о необходимости поддерживать творческие индустрии. И мне кажется, что это может стать сигналом для других городских властей, не только для Ульяновска, обратить на это внимание и на уровне региона и города что-то придумывать.


- Насколько важно выстраивать взаимодействие творческого бизнеса и государственных учреждений культуры?


- На V Международном культурном форуме был круглый стол, который был посвящен этой теме, которая, с моей точки зрения, вызывает исключительно положительные эмоции. Круглый стол показал, что и творческие бизнесы, и организации культуры заинтересованы в сотрудничестве, чтобы расширять свою социальную базу и делать что-то вместе. Другой вопрос, что не всегда есть механизмы, и не всегда участники процесса имеют какие-то сформулированные стимулы для того, чтобы что-то делать. Чтобы это встало, что называется, «на поток», нужно создавать некую базу кейсов, ее продвигать и стимулировать государственные учреждения, чтобы они придумывали разные форматы сотрудничества, начиная от специализированных мастер-классов для тех мастеров и дизайнеров, которые работают в регионе, когда, например, из музейных запасников доставались бы какие-то артефакты не очень хорошо известные широкой публике, но помогающие расширить представление творческих людей о многообразии культурного наследия региона, и заканчивая какими-то совместными проектами, в том числе приглашением тех же художников для создания дизайна новой выставки. 

- Во время МКФ2015 Вам удалось немного познакомиться с нашим городом. На каком уровне, по Вашему мнению, находится творческое предпринимательство в Ульяновске?


- При знакомстве с городом трудно отделить творческий бизнес от «нетворческого». Я думаю, вы это знаете, что Ульяновск был регионом, где достаточно поздно запустился частный бизнес, и где очень долго был дефицит даже того же самого общепита. Это то, что для страны стало так называемым «общим местом». Сейчас это все развивается, но движение догоняющее всегда более сложное. Всегда легче идти со всеми, нежели догонять. В этом смысле по части предпринимательской активности Ульяновск, конечно, находится в догоняющем движении. Что касается творческих предпринимателей, то мне кажется, что за счет программы «Ульяновск – культурная столица» был внесен неоценимый вклад не просто в развитие культуры и творческого предпринимательства, а в развитие региона. Это вне всяких сомнений. Потому что это догоняющее движение было бы в два раз более медленным, если бы не Международный культурный форум, который в очередной раз прошел в Ульяновске, если бы не системная программа, которую ведет Фонд «Ульяновск – культурная столица» и Министерство искусства и культурной политики региона. Это всё важно, и главное, что это позволило сплотить молодых и энергичных людей вокруг этой идеи с их собственными проектами и идеями, с их собственными представлениями, как это надо устраивать. Безусловно, это уже сейчас дает эффект, а дальше он будет только увеличиваться.


- Есть ли потенциал у представителя творческих индустрий сменить статус микро-бизнесмена на статус руководителя предприятия, которое можно отнести к среднему или крупному бизнесу?


- Надо понимать, что средний и крупный бизнес – это необязательно большое количество занятых людей, но это, во-первых, большие обороты и, во-вторых, большая технология. Сейчас в мире крупные творческие предприятия выглядят совершенно по-другому, и в этом смысле нельзя ни в коем случае идти тем путем, которым пошли в свое время в первые годы советской власти, когда все народные промыслы, типа Гжели или Палеха, пытались переделывать в заводы и загонять художников с 9 до 6 там работать. Мне кажется, что прелесть творческого бизнеса именно в том, что не очень важно, малый он или крупный. Он, в первую очередь, приносит тебе возможность для самореализации, приносит удовольствие.


Если говорить о росте, то это, в первую очередь, рост оборотов. И здесь очень сильна зависимость, в каком секторе творческих индустрий ты находишься. Потому что самый индустриализированный сектор – это, конечно, кино, с ним, можно сказать, отдельная история. Книжная индустрия тоже несет в себе больше признаков индустрии. Если вы занимаетесь дизайном разного рода украшений, сувениров и работаете в секторе hand-made, то вам придется либо расширять свою область деятельности, либо уходить в другой сектор, потому что некоторые из творческих индустрий предполагают именно микропредприятия. 


- Какие перспективы существуют в отношении творческого предпринимательства на сегодняшний день в России?


- Вести в России бизнес сложно, и так было всегда. Здесь нельзя говорить, что творческим предпринимателям труднее или легче, чем всем прочим. Предпринимателем вообще быть всегда непросто. Это своя ответственность, своя зона компетенций, это умение принимать на себя риски и умение вкладываться, развивать и верить в себя. Поэтому, как мне кажется, главное здесь – стараться подбадривать и подпитывать как можно больше людей, которые готовы бы были этим заниматься. Тогда и у творческого предпринимательства, и у предпринимательства в целом, и у России глобально в будущем будет все хорошо.