Исследователи Высшей школы экономики совместно с коллегами из Португалии выяснили, что треть россиян с высшим образованием работает не по специальности и получает зарплату на 7–14% ниже, чем люди, которые работают по профессии. Об этом сказано в пресс-службе НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в Journal of Education and Work.

Учены выделяют вертикальное несоответствие образования и должности, когда человек выполняет работу, требующую меньшей квалификации, и горизонтальное, когда человек работает в другой области. 

Статья НИУ ВШЭ посвящена горизонтальному несоответствию. Экономисты проанализировали результаты опроса 10 тыс. выпускников университетов, который проводился Росстатом в 2016 г. Они изучили данные об образовании и работе, социодемографические характеристики респондентов. 

Согласно результатам, 54% опрошенных работают по специальности, 26% сообщили о несоответствии занимаемой должности и полученной профессии. 20% ответивших имеют одновременно и горизонтальное, и вертикальное несоответствие. При этом чем ближе направление подготовки и работы, тем выше доход сотрудников.

Те респонденты, которые работают в сфере, близкой к своему образованию, получают зарплату на 7% меньше людей с идеальным совпадением. Респонденты, выбравшие вариант «скорее не по специальности» — на 11% меньше, а люди с полным несоответствием — на 14,4% меньше. 

«Ниже всего вероятность горизонтального несоответствия у тех, кто изучал медицину, естественные, точные науки, IT и педагогику. Самые высокие шансы работать не по специальности — у тех, кто получил образование в сфере услуг и сельского хозяйства», — сказано в сообщении пресс-службы

Это связано с тем, что респонденты со специфическими навыками, востребованными только в одной области, сильнее привязаны к своей специальности. Люди с общими навыками легче меняют сферу деятельности. Склонны менять работу и те люди, которые получили образование в низкооплачиваемой сфере. Исследователи отдельно отмечают, что женщины чаще работают по специальности, чем мужчины.

Авторы исследования выделяют две группы специальностей. В первую входит специфический человеческий капитал. Это работники медицинской области, юристы и инженеры. Если эти специалисты работают не по профессии, происходит обесценивание капитала, приобретенного за время обучения. Вторая группа — специальности общего человеческого капитала. Они могут одинаково использовать свой потенциал в различных профессиях. 

«Не секрет, например, что из историков получаются одни из лучших журналистов, а из математиков — экономисты, из инженеров — айтишники. Для таких специальностей основным показателем эффективности должна стать заработная плата, ведь если выпускник востребован на рынке труда и имеет высокий уровень заработной платы, это говорит о том, что он получил востребованное образование», — объяснил один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков. 

Информация предоставлена пресс-службой НИУ ВШЭ

Фото на странице: Евгений Курсков / TACC