Во второй день весны в Центральном Доме ученых РАН состоялась торжественная церемония, посвященная открытию и присвоению названий новым химическим элементам Периодической таблицы Д.И. Менделеева.
Праздник в честь элементов 115 и 118 и их первооткрывателей собрал ведущих российских и зарубежных ученых и исследователей, химиков и физиков, а также всех пожелавших лично присутствовать на инаугурации «новорожденных» элементов.
Главные виновники торжества - коллектив Лаборатории ядерных исследований имени Г.Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ г. Дубна). Институт давно славится прорывными исследованиями и экспериментами, которые способствовали открытию нескольких новых элементов Периодической системы. Это и синтез тяжелых и экзотических ядер в реакциях с ускоренными ионами стабильных и радиоактивных изотопов, и изучение их ядерно-физических и химических свойств, и исследование механизмов ядерных реакций, а также изучение взаимодействия тяжелых ионов с веществом. Исследования, благодаря которым были открыты новые химические элементы, Лаборатория проводила совместно с Ливерморской национальной лабораторией им. Лоуренса (штат Калифорния, США) и Ок-Риджской национальной лабораторией (штат Теннесси, США).
Важность исследований, которые проводит Лаборатория в Дубне, оценили еще в 1997 году. Тогда на генеральной ассамблее IUPAC 105-ому элементу в знак признания ключевой роли Лаборатории ядерных реакций в разработке научной стратегии в синтезе трансфермиевых элементов было присвоено наименование «дубний». Дальнейшая продуктивная работа ученых и исследователей Дубны принесла им поистине мировую славу – в 2011 году IUPAC признал за совместной группой ученых ОИЯИ приоритеты в открытии 114-ого и 116-ого элемента, получившие названия флеровий (flerovium, Fl) – в честь Г.Н. Флерова – и ливерморий (livermorium, Lv), соответственно.
Об истории элементов 115, 117 и 118 подробно рассказала президент IUPAC профессор Наталья Тарасова. Когда ученые осознали, что проводимые ими исследования принесли такие серьезные плоды, они сразу же сообщили об открытии IUPAC. «Новорожденные» элементы, завершающие седьмой период таблицы Менделеева, получили промежуточные названия –, унунпентий, унунсептий, унуноктий. После этого о новых обитателях Периодической таблицы рассказали общественности и предложили поучаствовать в выборе постоянных названий для новых элементов, варианты которых должны были представить их первооткрыватели. У публики это событие вызвало беспрецедентную активность – казалось, заинтересован в этом был каждый. Как вспоминает Тарасова, даже школьники писали сочинения о том, какие названия они хотели бы дать новым элементам. В конце концов общими усилиями постоянные названия были выбраны – 28 ноября 2016 года IUPAC официально утвердила названия открытых элементов. И с позволения присутствующих на церемонии гостей Наталья Тарасова торжественно объявила эти названия и представила главных героев праздника – московий (moscovium, Mc), теннессин (tennessine, Ts) и оганесон (oganesson, Og).
115-ый элемент московий увековечил в своем названии Московскую область, на территории которой располагается Дубна – колыбель новых элементов. Именно здесь были проведены прорывные исследования на газонаполненном сепараторе и на ускорителе тяжелых ионов, высоко оцененные мировым научным сообществом. Так, вместе со 105-ым элементом дубнием, московий стал еще одной частью таблицы Менделеева, навсегда запечатлевшей в себе огромную значимость ОИЯИ для мировой науки.
117-ый элемент теннессин получил свое название в знак признания вклада штата Теннесси, в том числе Национальной лаборатории Ок-Ридж, Университета Вандербильта и Университета Теннесси в Ноксвилле в изучение сверхтяжёлых элементов, включая производство и химическое разделение изотопов актиноидов для синтеза сверхтяжёлых элементов в Высокопоточном изотопном реакторе и Центре развития радиохимической инженерии НЛОР. Инаугурация теннессина состоялась 7 февраля этого года в колыбели элемента – Ок-Риджской лаборатории.
И, наконец, 118-ый, оганесон – пожалуй, самый интересный и значимый из всех открытых элементов. Свое название он получил по фамилии выдающегося ученого и исследователя Юрия Цолаковича Оганесяна – научного руководителя ЛЯР ОИЯИ в Дубне. Ученый вопреки господствующему в научном сообществе мнению вернулся к изучению реакций горячего слияния с кальцием-48. Тот же 113-ый элемент, найденный учеными Института физико-химических исследований в Японии и о котором будут говорить 14 марта в Токио, был обнаружен благодаря реакциям холодного синтеза, популярным у большинства исследователей в мире. Оганесян же вернулся к теплому синтезу, отошел от свинца и висмута и обратился к актинидным высокоактивным мишеням. Этот, на первый взгляд, безумный шаг и привел его к великолепным результатам, одним из которых и стал обнаруженный оганесон.
О двадцатидвухвековой истории химических и физических открытий, сделанных великими людьми, рассказал виновник торжества Юрий Цолакович Оганесян.
Юрий Цолакович войдет в историю не только благодаря прорывным исследованиям и открытиям. Он – редкий пример ученого, именем которого при жизни назвали химический элемент. Он, как отметил академик Лев Матвеевич Зеленый, осуществил главную мечту каждого ребенка в нашем мире – совершить настоящее открытие, найти что-то неизведанное. Пока другие люди не всегда успешно пытаются искать неизведанное за пределами нашей планеты – в космосе, на других планетах Солнечной системы – Юрий Оганесян нашел это на Земле.
Пожать руку человеку, чьим именем назван элемент в Периодической таблице Менделеева, до сегодняшнего дня можно было, пожалуй, только в фантастическом фильме. Выдающегося ученого приехали поздравить его российские и зарубежные коллеги. Одним из них стал сэр Мартин Полякофф, британский популяризатор науки.
Полякофф назвал Юрия Оганесяна «супергероем таблицы Менделеева». И подарил Юрию Цолаковичу настоящий супергеройский костюм, сделанный специально для него японскими коллегами.
Поздравить Оганесяна приехал и его американский коллега из Ок-Риджской национальной лаборатории доктор Томас Мейсон, который 7 февраля этого года провел инаугурацию 117-ого элемента в Теннесси. Он выразил свое восхищение в адрес Оганесяна и отметил, что он и все американские исследователи, которые работали с ученым, рады быть частью этого праздника и гордятся тем, что сотрудничают со столь талантливым и целеустремленным деятелем науки.
Прошедшая церемония войдет в историю. Она в очередной раз доказала, что мировое научное сообщество идет в правильном направлении, что наука объединяет людей из разных стран. На церемонии лейтмотивом звучала очень важная мысль – всего этого не было бы без теплых дружеских отношений между учеными всего мира, которых объединяет чистая и искренняя любовь к науке, желание двигать ее вперед и совершать такие значимые открытия, которые навсегда изменят человеческую жизнь.