Передовые исследования арктических льдов, распечатанные на 3D-принтере космические спутники, ядерный реактор для производства современных лекарственных препаратов, разработка экологически чистых и при этом эффективных энергетических технологий — все это территория знаний Томского политехнического университета, который в этом году отметил свое 120-летие. Этому университету, одному из самых динамично развивающихся российских вузов, посвящен специальный августовский выпуск журнала «В мире науки» — «Ресурсы для будущего».

Коротко о последних научно-исследовательских достижениях ТПУ — в нашем обзоре нового номера:

Арктические шельфы: захватывающе полезно

Арктика сегодня не только богатейший ресурс полезных ископаемых, но и источник информации о прошлом  нашей планеты, ведь раньше арктические шельфы раньше были частью суши, и палеонтологические находки могут открыть новые страницы истории. Но все же главная цель исследований полярных территорий — это поиск нефтяных месторождений, а также обеспечение максимальной безопасности и эффективности процесса бурения.

Впрочем, изучение Арктики этими аспектами не ограничивается. О недавних экспедициях и последних разработках в этой области «В мире науки» рассказал первый проректор Томского политехнического университета, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых Алексей Карпович Мазуров.

Институт прочности: космически надежно

В лаборатории Центра перспективных исследований «Многоуровневое динамическое моделирование материалов и конструкций» ТПУ ученые создают трехмерные модели изделий из новых материалов и проводят их виртуальные испытания на прочность. Например, при вибрации или ударах, которые возникают при старте ракеты. О преимуществах и ограничениях метода компьютерного моделирования рассказывает директор Института физики технологий ТПУ А.Н. Яковлев.

А заведующий лабораторией  материаловедения покрытий и нанотехнологий, профессор кафедры физики высоких технологий в машиностроении ТПУ Виктор Петрович Сергеев рассказал о том, какие покрытия используются для защиты стекол космических иллюминаторов от потоков микрометеороидов, воздействию которых иллюминаторы постоянно подвергаются.

Кстати, созданный в ТПУ при помощи 3D-технологий наноспутник, «Томск-ТПУ-120» уже несколько месяцев летает на борту МКС.

Трудная добыча: экономически необходимо

Не всю нефть одинаково легко добыть. Большинство традиционных месторождений разрабатываются давно и постепенно истощаются. Труднодоступных запасов нефти в мире практически столько же, сколько и традиционных. В России они сосредоточены в Западной Сибири – в Томской и Тюменской областях. Но традиционные методы нефтедобычи там не работают. О том, как научиться добывать нефть из таких месторождений, нужно позаботиться уже сейчас.  О перспективах развития  этой области «В мире науки» поговорил с директором Института природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета Андреем Юрьевичем Дмитриевым.

Чистая вода: жизненно важно

Воды на планете не хватает. Но там, где мы еще не столкнулись с ее дефицитом, на первый  план выходит вопрос ее чистоты. Именно от качества воды зависит здоровье человечества, но чем дальше мы развиваемся, тем сложнее становится ситуация. В научно-образовательном центре «Вода» Томского политехнического университета занимаются изучением этой жидкости и ее связи с микрофлорой как в горных породах, так и в организме человека. В том числе здесь изучают состав и качество  питьевой воды, состав воды в организме человека, воздействие воды на различные хозяйственные конструкции и занимаются вопросами очистки стоков. Одним словом, подход комплексный.

А также в номере:

О том, можно ли уже сегодня создавать энергетически эффективные, но безопасные для окружающей среды технологии;

Об экономических преимуществах и безопасности ториевого топлива – ядерного топлива будущего;

О пользе промышленной томографии для выявления скрытых дефектов материалов и изделий;

Об изучении и переработке редчайших элементов, месторождениями которых богата Томская область;

О собственном ядерном реакторе Политеха, в котором производятся оригинальные радиофармпрепараты для кардиологии и онкологии

И о других научных достижениях ТПУ.