Тираннозавр Рекс был не просто устрашающим хищником с огромной пастью – у него были нервные сенсоры на самых кончиках челюсти, позволяющие ему лучше обнаруживать свою добычу, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Historical Biology today. Новость появилась на сайте TAYLOR & FRANCIS GROUP.

Результаты исследования показывают, что нервы в нижней челюсти Tyrannosaurus rex распределены сложнее, чем у любых других динозавров, изученных на сегодняшний день, и сопоставимы с челюстными нервами у современных крокодилов и у уток.

«Это означает, что T. rex был чувствителен к незначительным различиям в материалах и движениях; это указывает на возможность того, что он мог распознавать различные части тела своей добычи и по-разному есть их в зависимости от ситуации», – отмечают авторы работы.

Хотя морфология сосудов и нервов челюсти была проанализирована у нескольких ископаемых рептилий, эта работа является самым первым исследованием внутренней структуры нижней челюсти T. rex. Ученые сделали компьютерную томографию (КТ) для анализа и реконструкции распределительного сосудисто-нервного канала ископаемой нижней челюсти T. rex, которую обнаружили в формации Хелл-Крик (Монтана, США). Затем они сравнили свою реконструкцию с реконструкциями других динозавров, таких как трицератопс, а также с живыми крокодилами и птицами. Это позволило исследователям описать хорошо сохранившиеся каналы, в которых находятся сосуды и нервы зубной кости тираннозавра.

Сосудисто-нервный канал с таким же сложным рисунком ветвления, как у современных крокодилов и уток, предполагает, что тройничная нервная система у тираннозавра, вероятно, функционировала как чувствительный «датчик». Ученые, однако, замечают, что чувствительность морды тираннозавра, возможно, не была такой же высокой, как у крокодилов, потому что у тираннозавра отсутствует толстая нервная ткань, занимающая сосудисто-нервный канал, в отличие от современных крокодилов. Тем не менее, чувствительность морды тираннозавра была значительно выше, чем у орнитисхийских динозавров.

«Эти выводы также предполагают, что, помимо хищничества, сенсоры челюстей тиранозаврид были адаптированы для выполнения ряда действий с тонкими движениями, включая строительство гнезда, родительскую заботу и внутривидовое общение», – цитируют авторов работы в пресс-релизе.

[Фото: HISTORICAL BIOLOGY]