Большой коллектив ученых из разных стран, куда входили исследователи из нескольких российских институтов, доказал, что миллиард лет назад на Земле существовал суперконтинент, объединявший часть Сибири и Северной Америки. Благодаря этой работе, возможно, удастся найти в Сибири крупные месторождения никеля, меди и платиноидов. Результаты исследования опубликованы в Nature Geoscience.

Геологи утверждают, что в докембрийскую эпоху на Земле существовали два огромных континента. Нуна (Колумбия) возникла 1,7 млрд лет назад и распалась 1,3 млрд лет назад, а Родиния существовала с 1,1 по 0,7 миллиарда лет назад. От тех времен остались следы в земной коре — большие магматические провинции, сложенные базальтами, извергавшимися из мантии планеты. Возможно, эти мощные извержения и служат причиной распада суперконтинентов, а главное — в них находятся месторождения ценных металлов, поэтому геологи их тщательно изучают.

Многолетнее изучение больших магматических провинций в Сибири и Северной Америке привело к идее о близком соседстве южной Сибири и Северной Лаврентии (название древнего материка в Северной Америке) на протяжении около 1,2 миллиардов лет: с 1,9 до 0,7 миллиардов лет назад. Вероятно, оба суперконтинента образовывали единый континент площадью более 25 миллионов кв.км.

Ученым удалось получить возраст каждой большой магматической провинции с помощью изотопного датирования (изотопы U-Pb и Ar-Ar) и палеомагнитного анализа. Единый континент, объединявший Североамериканский и Сибирский кратоны, служит «ядром, вокруг которого на различных этапах геологической истории Земли были сформированы два докембрийских суперконтинента: Нуна (Колумбия) и Родиния», — сказал Дмитрий Гладкочуб, один из авторов исследования, профессор РАН и директора Института земной коры Сибирского отделения РАН.

Большие магматические провинции часто служат источником крупных месторождений никеля, меди и платиноидов, вот почему геологам важно знать геологическую историю континентов.

Исследование началось в 2001 году и проходило в рамках Программы международной геологической корреляции ЮНЕСКО (проект № 440).

Ранее портал Научная Россия рассказывал о новых фактах из геологической истории Сибирской платформы.