Сопоставление данных генетики и палеолитических росписей помогло определить, к какому виду принадлежали древнейшие бизоны. Сообщение об этом опубликовано в журнале Nature Communications.

Когда маленькая дочка археолога Саутуолы увидела росписи в пещере Альтамира, она закричала: «Папа! Быки, быки!». На самом деле, как мы теперь знаем, первобытные люди очень часто изображали на стенах пещер бизонов. Но какую конкретно разновидность бизонов они рисовали? В росписях, сделанных примерно 22 тысячи лет назад, бизоны изображены с длинными рогами и большим загривком, похожими на степных бизонов, а 17 тысяч лет назад начали рисовать бизонов с короткими рогами и небольшим загривком.

Мало того, в течение долгого времени считалось, что в Европе обитал один только вид, степной бизон, сегодня уже вымерший. При этом американские бизоны генетически отличаются от евразийских. Была и еще одна проблема, изучение ДНК, извлеченных из остатков степных бизонов, часто вызывало удивление у ученых, так как некоторые части генома казались «неправильными». Возникло предположение, что в древности Евразию населял некий неизвестный нам тип, и, так как его никак не удавалось найти, то его даже окрестили «бизоном Хиггса», по аналогии с неуловимой элементарной частицей, которую ищут физики.

Теперь же генетическое исследование, проведенное австралийскими учеными во главе с Жюльеном Субрие (Julien Soubrier) показало, что древние бизоны, очевидно, были гибридами. Где-то около 120 тысяч лет назад они смешались с древними зубрами, предками нынешних домашних быков. Вот этот гибридный бизон с короткими рогами и жил когда-то в Европе, соседствуя с длиннорогим степным бизоном. Таким образом получены ответы сразу на несколько вопросов. Во-первых, стало понятно, что различные изображения бизонов в наскальных росписях, это не результат изменения художественного стиля. Просто, по мнению Жюльена Субрие, в разные эпохи в Европе преобладали то гибридные, то степные бизоны. В то же время становится понятным и отличие американских бизонов, которые, очевидно, происходят непосредственно от степных бизонов.