Антропологи из Стэндфордского университета (США) предполагают, что неандертальцы не смогли побороть болезни человека – и поэтому исчезли примерно 40000 лет назад, сообщается на сайте Стэндфордского университета. Свою теорию ученые описали в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

«Наше исследование показывает, что болезни могли сыграть более важную роль в вымирании неандертальцев, чем считалось ранее. Они могут даже быть главной причиной того, что современные люди являются единственной человеческой группой, оставшейся на планете», – сказал Гили Гринбаум (Gili Greenbaum), ведущий автор исследования, доктор наук, сотрудник биологического факультета Стэнфордского университета.

Медленное вытеснение

Археологические данные свидетельствуют о том, что первая встреча между неандертальцами, обитавшими в Европе и Азии, и новым человеческим видом, который недавно пришел из Африки – нашими предками, – произошла больше ста тысяч лет назад в Восточном Средиземноморье: в регионе, известном как Левант (включает в себя территорию Израиля, Сирии, Ливана, Турции, Египта и др.) Спустя несколько десятков тысячелетий неандертальцы начали исчезать (и полностью исчезли около 40000 лет назад), а сапиенсы стали выходить за пределы Леванта и занимать другие территории.

Используя математические модели передачи болезней и набора генов, Гринбаум вместе с международной командой ученых показали, как уникальные болезни, унаследованные неандертальцами и современными людьми, могли создать невидимый «барьер»: иммунная система неандертальцев могла противостоять против одного набора заболеваний, а иммунитет человека разумного – против другого.

Разделяя одну территорию (в Леванте), неандертальцы и сапиенсы скрещивались между собой. Люди, рожденные из этих союзов, могли иметь связанные с иммунитетом гены обоих видов, которые медленно распространялись бы среди современных людей и неандертальцев. Казалось бы, выиграть от этого должны были и те, и другие, но в плюсе оказались только представители homo sapiens, тогда как неандертальцы от этого сближения с другим видом проиграли.

По мере распространения этих защитных генов «бремя» болезней или последствия инфекций в обеих группах постепенно уменьшались. В конце концов, переломный момент был достигнут, когда современные люди приобрели достаточно сильный иммунитет, чтобы они могли выйти за пределы Леванта и глубже проникнуть на территорию неандертальцев (в Европу и в Азию) с незначительными последствиями для здоровья.

Помимо сильного иммунитета, у современных людей были и другие преимущества перед неандертальцами: к примеру, смертоносное оружие или более сложные социальные структуры. И эти козыри могли бы сыграть главную роль в исчезновении неандертальцев. «Как только определенный порог пересекается, бремя болезней перестает играть роль, и в игру могут вступить другие факторы», – подчеркнул Гринбаум.

Почему именно мы?

Чтобы понять, почему именно современные люди вытеснили неандертальцев, а не наоборот, исследователи смоделировали, что произойдет, если тропические болезни, которые унаследовали наши предки, были более смертоносными, чем те, что переносились неандертальцами, и если бы их было больше.

Их гипотеза состоит в том, что в тропиках с большей вероятностью можно было подхватить инфекцию и заболеть, чем в регионах с умеренным климатом. Видимо, сапиенсы были сильнее «вооружены» против заболеваний, так как жили в тропиках, прежде чем прийти в Левант с субтропическим средиземноморским типом климата.

Согласно моделированию, даже небольшие различия в «бремени болезней» между двумя группами сразу же начали усиливаться, что в конечном итоге дало нашим предкам преимущество. Вероятно, к тому времени, как иммунитет человека разумного смог выстроить «защиту» против болезней неандертальцев, последние все еще оставались очень уязвимыми перед болезнями сапиенсов. «Более того, поскольку современные люди проникли глубже в Евразию, они столкнулись бы с неандертальцами, которые не получали никаких защитных иммунных генов в результате гибридизации», – добавил Гринбаум.

Исследователи отмечают, что сценарий, который они предположили, аналогичен тому, что произошло, когда европейцы прибыли в Америку в XV-XVI вв. и уничтожили коренное население, распространив в Новом Свете свои более сильные болезни.

Если эта новая теория об исчезновении неандертальцев верна, то в археологическом отчете можно будет найти подтверждающие доказательства. «Мы прогнозируем, например, что плотность населения неандертальцев и современных людей в Леванте в период их сосуществования будет ниже по сравнению с тем, что было раньше, и относительно других регионов», – заключил Гринбаум.

[Иллюстрация: Vivian Chen Wong]