Сверхновая взрывается предсказуемо несимметрично

Астрономы наблюдали остатки взрыва суперновой SN 1987A на спектральном телескопе и подтвердили то, что раньше предсказала компьютерная модель, — взрыв был несимметричным: ядро отлетело не туда, куда все остальное.

Ученые из Калифорнийского технологического института (США) наблюдали остатки сверхновой SN 1987A на ядерном спектроскопическом телескопе НАСА — NuSTAR и подтвердили результат моделирования на суперкомпьютере, предсказавшего несимметричную смерть звездных гигантов — когда остатки и звездные ядра разлетаются в разных направлениях. Работа опубликована в журнале Science и популярно изложена в вузовском пресс-релизе.

Суперновую 1987A впервые обнаружили в 1987 году по свету от взрыва, случившегося на расстоянии 168 тысяч световых лет от Земли. Это ближайшая к нам известная суперновая и первый несолнечный источник нейтрино, который наблюдали ученые. С тех пор 1987A зарекомендовала себя как отличная лаборатория для изучения таинственной смерти звезд. (См., напр., «Скорость света может оказаться меньше, чем принято считать»).

На сей раз астрономы из Калтеха, наблюдая объект 1987A, обнаружили уникальную энергетическую подпись изотопа титана-44. Это радиоактивный изотоп, который образуется на ранней стадии взрыва звезд типа Type II — особого типа коллапсирующих сверхновых, к которому относят 1987A. Титан-44, распадаясь до кальция, излучает гамма-лучи на специфических энергиях. Это излучение и зафиксировал телескоп NuSTAR. Причем оказалось, что большая часть материала суперновой движется от телескопа. Такую же картину наблюдали на детальной карте титана-44 от другой суперновой — Cassiopeia A. Там тоже видели признаки несимметричного взрыва, но не так четко как в случае с 1987A.

Это наблюдение подтвердило предсказание компьютерной модели, созданной ранее учеными Калтеха. С помощью суперкомпьютера они сделали 3D-модель взрыва 1987A, чтобы решить давнюю загадку — почему одни суперновые коллапсируют в нейтронные звезды, а другие — в черные дыры. Модель вышла несимметричной, и теперь это подтверждено экспериментом.

несимметричный взрыв сверхновая sn 1987a телескоп nustar

• Александр, 8 мая 2015 г. 19:50:58

...Как уже было сказано выше, любые космические объекты это пустотелые образования, сформировавшиеся в условиях невесомости. Судя по потоку излучения колоссальной мощности, в глубине оболочек звёзд, находящихся в очень горячем жидком состоянии, идут процессы синтеза атомов различных элементов периодической системы из элементар-ных частиц.
    Легкие продукты этого синтеза в виде смеси этих ча-стиц и атомов различных элементов, водорода, гелия и неко-торых других, всплывая сквозь жидкую оболочку, формируют газовую атмосферу звезды, верхние слои которой, в следствии большой асимметрии гравитационных полей атомов и заря-женных частиц, их образующих, с огромной скоростью исте-кают в космическое пространство в виде "звёздного ветра".
    А так как звезда представляет собой (рис.35) пустоте-лое образование, в центре которого вакуум, то продукты син-теза так же истекают и во внутреннее пространство звезды, способствуя повышению в ней внутреннего давления. Иногда в результате прорыва наружной оболочки продукты синтеза выбрасываются в космическое пространство в виде протуберанцев.
    Но как только, в результате остывания оболочки и накопления в ней тяжёлых элементов, внутренне давление превысит некоторую критическую величину, оно разорвёт оболочку и выбросит скопившуюся внутри неё жидкую материю в окружающее пространство в виде горячих капель, превратив таким образом, звезду в сверхновую. Естествен, что оболочка лопается в каком-то одном месте, материя выбрасывается в одну сторону, поэтому орбита звезды претерпевает некоторое смещение в результате реактивного момента.
    Эти огромные капли, разлетаясь по касательным и формируясь в условиях космической невесомости собствен-ными полями тяготения в большие и малые шарики, образуют планеты, которые при движении в гравитационном поле звезды приобретают вращательный момент.
    Волновыми взаимодействиями с гравитационным полем звезды, они постепенно стабилизируются на эллиптических орбитах вокруг неё. Из-за больших начальных линейных и угловых прецессий эллиптических орбит, существует боль-шая вероятность их пересечения и столкновений планет на ор-битах.
    Если столкнувшиеся планеты достаточно горячи, они просто сливаются в одну большую, а если уже остывшие, то раскалываются на части, из которых образуются пояса астероидов и кометы. Небольшие жидкие капли могут быть "захвачены" гравитационными полями более крупных капель и превратятся в их спутники.
    Такое столкновение видимо пережили Венера и Мерку-рий, в результате чего Венера стала вращаться в другую сто-рону, а Меркурий вообще вращается лёжа на боку. Но по прошествии нескольких десятков миллиардов лет, обе эти планеты будут вращаться как обычно.
    Так как все планеты образуются из брызг оболочки звезды практически одновременно и в них идут одни и те же процессы синтеза, то их "химический" состав будет различаться очень незначительно.