Группа астрономов, работающим в проекте «Слоуновский цифровой небесный обзор», предложила гипотезу, объясняющую происхождение двух десятков недавно обнаруженных звезд, движущихся так быстро, что они, в конечном счете, покинут Млечный путь — возможно, они происходят не из нашей галактики. Подробности исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

До сих пор механизм возникновения таких сверхбыстрых звезд чаще всего объясняли тем, что сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути разрывает бинарные звезду, поглощая одну из них и «выстреливая» другую с огромной скоростью. Но ни этот, ни ряд альтернативных сценариев не объясняет, почему большинство из этих звезд, обнаруженных до сих пор, находится в одной и той же области неба, и именно в созвездиях Льва и Секстанта.

Ученые использовали данные о положении и скорости движения звезд, полученные в рамках проекта «Слоуновский цифровой небесный обзор» (Sloan Digital Sky Survey), а также компьютерное моделирование эволюции звезд в Большом Магеллановом Облаке (LMC, на фото выше) — маленькой спутниковой галактике вблизи Млечного Пути. В результате они пришли к выводу, что эти ускоряющиеся звезды могут происходить оттуда.

Когда одна из звезд бинарной пары взрывается, превращаясь в сверхновую, ее вторая половина получает ускорение. Большое Магелланово Облако имеет массу около 10% массы Млечного Пути, так что в результате такая звезда может вообще покинуть «родную» галактику. И поскольку БМО вращается вокруг Млечного Пути со скоростью почти 400 километров в секунду, звезда, выброшенная из нее, может двигаться быстрее, чем 500 километров в секунду, так что она становится сверхбыстрой звездой в Млечном Пути.

Авторы работы указали, что у большинства известных сверхбыстрых звезд траектории соответствуют этому сценарию. Возможно, мы получим в следующем году подтверждение этой гипотезы, когда будет опубликован полный каталог данных, собранных спутником Gaia, занимающимся картированием звезд. По мнению исследователей, больше сверхбыстрых звезд будет обнаружено там, где проходила и будет проходить орбита БМО.

[Фотография: ESA/Hubble & NASA]