Президент России Владимир Путин поручил разработать стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период. Такое поручение он дал правительству, выступая на заседании Совета при Президенте по науке и образованию на тему «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации» 24 июня. Стенограмма заседания опубликована на сайте Кремля.
Открывая заседание Совета, президент отметил несколько важных моментов. Такие задачи, как освоение Дальнего Востока, Сибири и Арктики, наращивание промышленного потенциала, обеспечение продовольственной безопасности, рациональное использование природных ресурсов требуют новых технологических решений в сфере энергосбережения. Нужно поднимать отечественное производственное оборудование, станочный парк, заниматься вопросами качества жизни, медициной. Все эти задачи требуют больших затрат, а значит эффективного использования бюджетных средств. Сюда же подтягивается проблема кадров и развития научной инфраструктуры.
Выступавший после президента Михаил Ковальчук обрисовал присутствующим мрачнейшие перспективы, которые несет нам ресурсное истощение планеты, и если мы не создадим «природоподобную техносферу», то не станем не только научно-технологических лидерами, но и даже участниками будущего. («Фактически военная колонизация сменилась технологическим порабощением», уточнил позже Евгений Каблов). Но благодаря проведенным реформам науки и образования, Россия находится в хорошей стартовой позиции. «Мы являемся сегодня практически одной из стран, наиболее подготовленных для стратегического, научно-технологического прорыва», — сказал Михаил Ковальчук.
Президент РАН академик Владимир Фортов обратил внимание на то, что помимо приоритетов нельзя забывать о старых традиционных направлениях. По его словам, «у нас уже много лет в число приоритетов не попадает химия, которая дает максимальный объем продаж в мире. Пренебрежительное отношение к биологии также привело к возникновению экологических проблем и потере лидерства в биологических вещах. То же самое в вычислительной технике».
В погоне за приоритетами нельзя забывать и о фундаментальной науке, отметил президент РАН. «Давайте, формируя лист приоритетов, таблицу приоритетов, что мы делаем довольно часто, на первое место всегда ставить фундаментальные исследования. Это та область, в которой мы занимаем нормальные позиции. Это та область, которая является областью прямой ответственности государства. И это та область, которая не подвержена планированию, но от которой всегда возникают новые и полезные вещи», — отметил Владимир Фортов.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий предложил вернуться к идее госзаданий и генеральных конструкторов. Это позволит руководить приоритетными направлениями единолично и преодолеть разобщенность Академии, вузов и ГНЦ. Госзадание позволит удержать талантливую молодежь в науке и стране. «Поддержка таких молодых талантливых людей в лабораториях, созданных для них, государственный заказ для них их бы заинтересовал остаться у нас работать и повысил бы престиж нашей науки», — сказал Виктор Садовничий.
Только ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Харкордин замолвил слово за гуманитарные науки. «В брошюре список приоритетов за последние 15 лет, они все исключительно технические. Они не опираются на тот опыт, который гарантировал России ведущие позиции в мире в XX веке», — сказал Харкордин.
В завершение выступлений ректор СПбГУ Николай Кропачев заявил, что задачу определения приоритетов нужно решить и на низовом уровне. Нельзя давать полную свободу вузам, фондам и другим организациям в выборе приоритетов, все должно быть согласовано с государственными приоритетами. «Мне кажется необходимым внести конкретные изменения и в действующее законодательство, и в акты более низкого уровня, которые создали бы правовую базу для четкой реализации Указа Президента, определяющего перспективные направления», — сказал Николай Кропачев.
Будем надеяться, что российская наука не будет рассматриваться как еще одна отрасль экономики, наряду с нефтедобычей и животноводством — которые, кстати, тоже не слишком хорошо развиваются, если их принуждают «согласовываться с государственными приоритетами», как показала история XX века.