Мануель Шаффнер (Manuel Schaffner) из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и его коллеги из Швейцарии и Ирландии создали «живые» чернила для 3D-принтера — в состав чернил входят бактерии. Это означает, что 3D-принтеры теперь смогут печатать живые материалы, способные разлагать токсины и облегчать трансплантацию органов. Подробности своей разработки ученые изложили в статье, опубликованной в Science Advances.

Традиционные 3D-принтеры используют в качестве чернил порошкообразные металлы и пластмассы. Они отлично подходят для изготовления сверхпрочной стали или даже искусственных костей, но не настолько хороши для изготовления биосовместимых материалов, которые требуют большей гибкости, таких как кожные трансплантаты.

Тут-то и пригодятся новые функциональные живые чернила, названные Flink. С помощью Flink исследователи могут печатать любое количество материалов, полученных из бактерий, включая эластичные. Исследователи продемонстрировали эту способность путем печати материалов с «вложенными» бактериями Acetobacter xylinum. Эта бактерия делает целлюлозу, которая может использоваться в качестве матрицы для замены кожи и покрытий для биомедицинских устройств, которые помогают защитить пациентов от отторжения органов. Более того, исследователи Flink могут печатать эти материалы в любой 3D-форме за один шаг.

Поскольку в чернила может быть введена любая бактерия или комбинация бактерий, Flink расширяет диапазон возможных применений напечатанных 3D- материалов — разложение токсинов в окружающей среде, производство витаминов, генерация химической энергии посредством фотосинтеза, — которые невозможны с использованием «неживых» чернил.