Современные пигмеи с острова Флорес не связаны генетически с Homo floresiensis, прозванных «хоббитами» за маленький рост, - пишет sciencedaily.com.

Ученых в течение многих лет интересовало, связаны ли две популяции пигмеев с острова Флорес, одна из которых исчезла десятки тысяч лет назад, а другая по-прежнему живет там.

В ходе исследования Серена Туччи, Джошуа Аки и международная команда исследователей из Принстона пришли к выводу, что современное население пигмеев развивалось независимо от вымерших «хоббитов», которые жили на острове Флорес в Индонезии менее 20 тысяч лет назад. В пользу этого результата говорят факты, что Homo floresiensis были на 15 дюймов ниже, чем современные пигмеи Флореса, и имели рост около 3,5 футов в высоту (ниже, чем средний рост ребенка дошкольного возраста), а также разница в строении кистей и стоп между древними и современными пигмеями.  

Поскольку восстановить ДНК Homo floresiensis было невозможно, исследователям понадобилось создать инструмент для поиска древних генетических последовательностей в современной ДНК. Эта техника была разработана учеными лаборатории Джошуа Аки - профессора экологии и эволюционной биологии - и исследователями Института интегративной геномики им. Льюиса-Сиглера в Принстонском университете.

«В вашем геноме - и в моем - есть гены, которые мы унаследовали от неандертальцев, - сказала Серена Туччи, докторант-исследователь в лаборатории Аки. - Некоторые современные люди унаследовали гены от Denisovans [других вымерших видов людей], и мы можем это проверить, потому что у нас есть генетическая информация от Denisovans.

«Но, если мы рассматриваем другой вид, подобный Floresiensis, у нас нет возможности сравнить, поэтому нам пришлось разработать другой метод: мы «рисуем» куски генома на основе источника - просматриваем геном и ищем куски, которые происходят от разных видов - неандертальцев, Denisovans или какого-то неизвестного вида», - объясняет Туччи.

Эта техника была использована для геномов 32 современных пигмеев, живущих в деревне недалеко от пещеры Лянг Буа на острове Флорес в Индонезии – там, где были обнаружены окаменелости H. floresiensis в 2004 году.

«У них определенно много от неандертальцев и совсем немного от Denisovans - сказал Туччи. Мы ожидали этого, потому что знали, что происходила миграция на Флорес из Океании, следовательно, они имели общих предков». Однако хромосомных «кусков» неизвестного происхождения не было обнаружено.

Затем исследователи изучали эволюционные изменения, связанные с типом питания и низким ростом.

Геном пигмеев Флореса показал признаки отбора ферментов, участвующих в метаболизме жирных кислот, называемых ферментами FADS (десатураза жирных кислот). Эти гены были связаны с диетическими адаптациями и других групп людей, питающихся рыбой, включая инуитов в Гренландии.

Рост, как правило, наследуется, и генетики идентифицировали много генов с вариантами, связанными с более высоким или более низким ростом. Туччи и ее коллеги проанализировали геномы пигмеев Флореса, прицельно рассматривая гены, связанные с ростом, идентифицированные у европейцев, и обнаружили высокую частоту таких генетических вариантов, связанных с низким ростом, у пигмеев.

«Это звучит как скучный результат, но на самом деле он имеет смысл, - сказал Грин. – Значит, эти варианты генов присутствовали у общего предка европейцев и пигмеев Флореса. Они стали низкими из-за отбора, действующего на эту стабильную вариацию, уже присутствующую в популяции…».

Резкие изменения размеров млекопитающих, изолированных на островах, являются обычным явлением, которое часто объясняется ограниченными продовольственными ресурсами и свободой от хищников. Как правило, на островах крупные виды становятся меньше, а мелкие вырастают. Так, во времена H. floresiensis Флорес был домом для карликовых слонов, бегемотов, людей и гигантских драконов Комодо, гигантских птиц и крыс – останки представителей всех этих животных были найдены в пещере Лянг Буа.

Таким образом, согласно результатам нового исследования, островная карликовость у людей проявилась дважды, причем эти случаи между собой не связаны: сначала у H. floresiensis и снова у современных пигмеев.

«Это действительно интригует, потому что означает, что эволюционно мы не такие особенные, - сказала Туччи. - Люди похожи на других млекопитающих и подвержены тем же процессам».

[Фото: sciencedaily.com, factroom.ru]