В начале XX века дирижабли претендовали на роль мощных военных летательных аппаратов и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков и авианосцев, а в гражданских перевозках — как скоростной воздушный транспорт. Вместе с тем идеи по развитию и широкому внедрению этого вида транспорта не были реализованы из-за несущего газа в дирижаблях, который содержал взрывоопасный водород.
Тем не менее, о дирижаблях не забыли. Сегодня чрезвычайно разнообразна сфера их применения. О технических требованиях и нормативной базе, необходимой для эксплуатации дирижаблей, рассказал инженер-конструктор кафедры 105 «Аэродинамика ЛА» Московского авиационного института Александр Гомберг. По словам инженера, в качестве прототипа может послужить сконструированный в МАИ полужесткий дирижабль нового типа с классической конструкцией SW60000 «Небесный странник». Примерная стоимость летательного аппарата— 25–30 млн евро (при партии 6–8 машин). Время постройки опытного экземпляра 4–5 лет. Стоимость лётного часа составляет 30–50% от стоимости лётного часа вертолёта такой же грузоподъёмности. Дальность полёта — 3000 км и более при «плече» 1000 км. Крейсерская скорость дирижабля — 100 км/ч. Аппарат может подниматься на высоту 2 км.
Предполагается, что технические характеристики дирижабля позволят поднимать и втягивать внутрь гондолы или транспортировать на внешней подвеске вернувшийся после полёта спускаемый аппарат перспективного российского пилотируемого корабля «Орёл» вместе с экипажем. Для этого будет разработана автоматизированная система подцепки, подъёма и втягивания КА внутрь гондолы. Уже на борту дирижабля будет возможно проводить эвакуацию экипажа и при необходимости оказание помощи. Этот дирижабль может использоваться и в других целях, например для перевозки блоков ракет массой 15 т, диаметром 6 м и длиной 20 м.
Дирижабли способны при минимальном расходе топлива неделями и даже месяцами зависать на высотах от 20 до 30 км. И уже сегодня у дирижаблей более высокая надёжность, чем у самолётов и вертолётов, за счёт применения для наполнения баллонов нейтрального газа — гелия вместо взрывоопасного водорода.
Источник фото на странице: Anton Konstantinov on Unsplash