Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало самую полную на настоящий момент карту нашей галактики, созданную при помощи данных, полученных телескопом «Гайя» (Gaia). На карту впервые нанесено более миллиарда звезд с указанием их точной позиции и яркости, сообщает сайт агентства, на котором доступен для скачивания и сам составленный звездный каталог.

Это первый крупный результат миссии, стартовавшей в 2013 году. Задача космического телескопа «Гайя» состоит именно в исследование звезд Млечного Пути с небывалой до этого точностью. Так, для двух миллионов из них уже сейчас определены их собственные движения. А среди звезд, нанесенных на карту, есть такие, что в сотни тысяч раз более тусклые, чем те, что мы можем видеть на небе невооруженным взглядом.

«Красивые карты, опубликованные сегодня, показывают плотность звезд, отслеживаемых телескопом Гайя по всему небу, и подтверждают, что он успел собрать превосходные данные за первый год миссии», — сказал Тимо Прусти (Timo Prusti), сотрудник проекта.

Это стало возможным благодаря новейшей аппаратуре, установленной на «Гайе». Основной инструмент — самый большой цифровой сенсор из когда-либо запущенных в космос, он состоит из 106 отдельных CCD-матриц размером 4,7 на 6 см каждая. Общее разрешение таким образом достигает рекордной цифры в 938 млн пикселов (для сравнения, у телескопа «Кеплер» — 95 млн. По плану телескоп будет работать до 2018 года и сможет собрать еще огромное количество данных о нашей галактике.

[Фото: ESA]