Согревать могут не только солнце, свитер, чашка чая или центральное отопление, но и электромагнитное излучение. Это выяснил Перси Спенсер во время работы с магнетроном в 1945 году. 8 октября 1946 года он получил патент на микроволновую печь. Однако в повседневной жизни ее стали использовать лишь спустя три года.

Послужной список Перси Спенсера весьма любопытный: с юного возраста он работал в прядильне, затем пошел на  американский морской флот, где стал оператором радиостанции. Здесь будущий изобретатель много работал с физикой радиоволн и электромагнитных колебаний на практике. Получив хороший опыт, он перешел в компанию «Raytheon», которая изготавливала оборудование для радаров. Тут Перси Спенсер и сделал свое случайное и судьбоносное открытие – способность СВЧ-излучения нагревать предметы. Рассказывают две схожих по своей сути истории.

Согласно первой версии, подобно яблоку, упавшему на голову Исааку Ньютону, у Спенсера была шоколадка. Он испытывал магнетрон и почувствовал, как его что-то обожгло – это оказался растаявший от СВЧ-излучения шоколадный батончик. По другой версии, магнетрон разогрел сэндвич, лежащий почему-то сверху прибора.

Так или иначе, год спустя Перси Спенсер запатентовал микроволновую печь, а в 1947 году компания «Radarange» выпустила первую модель для продажи. Однако первые СВЧ-печи использовались не для разогрева пищи, а для разморозки продуктов. Они получили популярность в солдатских столовых и военных госпиталях. Учитывая, что первые микроволновки были размером с человека и весили 340 килограммов, на кухне американской хозяйки они бы и не поместились. В 1949 году модель была преобразована для домашнего использования и выпущена в серийное производство. Стоила самая первая микроволновка 3000 долларов.

Но как все-таки устроена микроволновая печь и почему еда в ней становится горячей? Происходит разогрев веществ, содержащих воду (а именно дипольные молекулы воды с положительным и отрицательным зарядом по краям), молекулы которой вступают в реакцию со сверхвысокочастотным (СВЧ) электромагнитным излучением. Стандартная частота у микроволновых печей – 2,45 ГГц, что обусловлено правилами безопасности. Длина волны в СВЧ-печи равна 12,25 см. Итак, что происходит дальше? Электромагнитное поле, в котором находятся молекулы пищи, меняет полярность почти пять миллиардов раз в секунду. Под действием излучения молекулы начинают так быстро двигаться и соприкасаться друг с другом, что вырабатывают тепло.

В производство микроволновых печей для дома быстро включились японские производители. Они усовершенствовали запатентованную в Америке модель, дополнив ее поворотным столом (крутящий в центре круг, на котором разогревается пища), что улучшило качество прогревания продуктов.

Конечно, Попов и Маркони – не единственная дилемма в мире изобретателей. Первенство идеи микроволновой печи вполне могло принадлежать и Советскому Союзу. Так уж вышло, что в номере газеты «Труд» за 13 июня 1941 года была опубликована заметка: «Новый способ варки мяса». В ней описывалась установка для тепловой обработки мяса с помощью ультравысоких частот, разработанная Всесоюзным НИИ мясной промышленности. Конечно, это изобретение далеко от финального варианта СВЧ-печей, которые вышли на рынок в США. Но изобретение вполне может считаться прообразом современной микроволновки. В 80-е годы, когда страна окончательно разобралась с последствиями Великой Отечественной войны, микроволновые печи появились и у нас. Они выпускались из японских комплектующих на заводах ЗИЛ  и Южмаш.

Материал подготовлен поданным из открытых источников.

Фото на главной: sunhome.ru