Согревать могут не только солнце, свитер, чашка чая или центральное отопление, но и электромагнитное излучение. Это выяснил Перси Лебарон Спенсер во время работы с магнетроном в 1945 г. 8 октября 1946 г. он получил патент на микроволновую печь. Однако в повседневной жизни ее стали использовать лишь спустя три года.

Послужной список Перси Спенсера весьма любопытен: с юного возраста он работал в прядильне, затем пошел служить в американский морской флот, где стал оператором радиостанции. Здесь будущий изобретатель много работал с физикой радиоволн и электромагнитных колебаний на практике. Получив хороший опыт, он перешел в компанию Raytheon, которая изготавливала оборудование для радаров. Тут Перси Спенсер и сделал свое случайное и судьбоносное открытие ― способность СВЧ-излучения нагревать предметы. Рассказывают две схожие по своей сути истории.

Согласно первой версии, в роли яблока, упавшего на голову Исааку Ньютону, у Спенсера была шоколадка. Он испытывал магнетрон и почувствовал, как его что-то обожгло, ― это оказался растаявший от СВЧ-излучения шоколадный батончик. По другой версии, магнетрон разогрел сэндвич, почему-то лежавший на поверхности прибора.

Так или иначе, год спустя Перси Спенсер запатентовал микроволновую печь, а в 1947 г. компания Radarange выпустила первую модель для продажи. Однако первые СВЧ-печи использовались не для разогрева пищи, а для разморозки продуктов. Они получили популярность в солдатских столовых и военных госпиталях. Если учитывать, что первые микроволновки были размером с человека и весили 340 кг, на кухне американской хозяйки они бы и не поместились. В 1949 г. модель была преобразована для домашнего использования и выпущена в серийное производство. Стоила самая первая микроволновка $3 тыс.

Но как все-таки устроена микроволновая печь и почему еда в ней становится горячей? Происходит разогрев веществ, содержащих воду (а именно, дипольные молекулы воды с положительным и отрицательным зарядом по краям), молекулы которой вступают в реакцию со сверхвысокочастотным (СВЧ) электромагнитным излучением. Стандартная частота у микроволновых печей ― 2,45 ГГц, что обусловлено правилами безопасности. Длина волны в СВЧ-печи равна 12,25 см. Итак, что происходит дальше? Электромагнитное поле, в котором находятся молекулы пищи, меняет полярность почти 5 млрд раз в секунду. Под действием излучения молекулы начинают так быстро двигаться и соприкасаться друг с другом, что вырабатывают тепло.

В производство микроволновых печей для дома быстро включились японские производители. Они усовершенствовали запатентованную в Америке модель, дополнив ее поворотным столом (крутящимся в центре прибора кругом, на котором разогревается пища), что улучшило качество прогревания продуктов.

Первенство идеи микроволновой печи вполне могло принадлежать и Советскому Союзу. Так уж вышло, что в номере газеты «Труд» за 13 июня 1941 г. была опубликована заметка «Новый способ варки мяса». В ней описывалась установка для тепловой обработки мяса с помощью ультравысоких частот, разработанная Всесоюзным НИИ мясной промышленности. Конечно, это изобретение далеко от финального варианта СВЧ-печей, которые вышли на рынок в США. Но изобретение вполне может считаться прообразом современной микроволновки. В 1980-е гг., когда страна окончательно разобралась с последствиями Великой Отечественной войны, микроволновые печи появились и у нас. Они выпускались из японских комплектующих на заводах ЗИЛ и «Южмаш».

Фото на странице сайта: Stepan Kulyk / Фотобанк Unsplash