Более половины используемых водосборных бассейнов может преодолеть критический экологический порог к 2050 году, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature.

Вода, хранящаяся в подземных водоносных горизонтах, составляет большую часть доступной пресной воды на Земле. Ее изобилие вызвало набеги в более засушливые районы, такие как Центральная долина Калифорнии, что привело к буму в растениеводстве. И в целом около 70 процентов подземных вод, используемых во всем мире, идет на нужды сельского хозяйства. Но поверхностные воды - реки и ручьи - тоже зависят от грунтовых вод. Когда люди качают слишком много и слишком быстро, природные водные пути начинают опустошаться, подвергая риску пресноводные экосистемы.

Исследователи обнаружили, что этот экологический переломный момент, который ученые называют пределом экологического стока, уже достигнут в 15–21 процентах водосборных бассейнов, используемых людьми. Большинство из этих рек и ручьев находятся в более сухих регионах, таких как Мексика и север Индии, где грунтовые воды используются для орошения.

Если откачка будет продолжаться нынешними темпами, авторы считают, что к 2050 году от 42 до 79 процентов откачиваемых водосборных бассейнов переступят этот порог.

«Это действительно весьма тревожно, - говорит Инге де Грааф, гидролог из Фрайбургского университета в Германии. - Подземные и поверхностные воды тесно связаны между собой, а слишком большая откачка создает бомбу замедленного действия».

Здоровый водоносный горизонт защищает экосистемы от сезонных колебаний в водообеспеченности, давая стабильность растениям и животным. Но если закачивается слишком много подземных вод, поверхностные воды начинают просачиваться в водоносный горизонт, истощая реки и ручьи.

Де Грааф и его коллеги создали статистическую модель, которая связывала закачку подземных вод с потоком подземных вод в реки с 1960 по 2100 гг. Прогнозируя будущее, исследователи доработали модель, основанную на различных климатических проекциях, но сохранили постоянную скорость откачки подземных вод. Команда обнаружила, что более половины водосборов, где происходит откачка, вероятно, пересекут этот экологический порог до 2050 года.

«Мы должны думать об этом сейчас, а не через 10 лет, - говорит де Грааф. - Мы можем уменьшить откачку в этих районах, улучшить орошение…. Наше исследование показывает нам, куда направить большие усилия».