Слепой от рождения собаке частично восстановили зрение

Новый метод лечения, возможно, позволит вернуть слепым людям способность видеть, благодаря преобразованию здоровых клетки сетчатки в рабочие фоторецепторы с помощью человеческого гена, позволяющего вернуть светочувствительность.

Профессор Егуд Иаков (Ehud Isacoff) с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли провел исследование на мышах и собаках, страдающих наследственной слепот и сопровождаемой состояниями, близкими к пигментной дистрофии сетчатки. Оказалось, что можно преобразовать здоровые клетки сетчатки в рабочие фоторецепторы, и таким образом, вернуть частично зрение. В основе метода лежит добавление человеческого гена, позволяющего клеткам сетчатки стать снова чувствительным к свету До сих пор считалось, что потеря светочувствительности колбочек и палочек в сетчатке глаза ведет  к необратимой слепоте. Об этом сообщает The Independent со ссылкой на работу, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Пигментная дистрофия сетчатки влечет за собой повреждение всех видов фоторецепторов, колбочек и палочек, обычно с края сетчатки к ее центру. В результате развивается эффект туннельного зрения. Ученые установили, что при этом ганглионарные клетки (нервные клетки, нейроны) и биполярные клетки могут оставаться неповрежденными.

Ученые использовали методы генотерапии, чтобы превратить эти клетки в светочувствительные фоторецепторы, добавив дополнительный ген в транспортный белок, известный как «ионный канал», он отвечает за преобразование света в нервный импульс. Биполярные оказались особенно хороши в имитации нервной активности, наблюдаемой в здоровой сетчатке.

Следующим шагом ученые ввели в глаз еще один элемент — «фотопереключатель», который сам присоединяется к ионному каналу и обеспечивает полное преобразование света в электрический сигнал, транслируемый в мозг.

После операции слепые мыши, смогли самостоятельно ориентироваться в лабиринте, которые не могли преодолеть до операции. Кроме того, все мыши и группа собак с врожденной слепотой смогли различать импульсный источник света от не импульсного. Последнее, по мнению ученых, подтверждает, что зрение частично восстановилось.

«Мы показали, что можем установить фотопереключатель и восстановить реакцию на свет слепой части сетчатки собак и мышей, и что лечение позволяет получить ту же чувствительность и скорость реакции. Мы можем восстановить и сетчатку глаза собаки. Сетчатка собак очень похожа на человеческую, в большей степени, нежели сетчатка мышей. Поэтому, если мы хотим использовать этот метод в клиниках, надо убедиться, что это работает на крупных животных», — сказал один из руководителей исследования профессор Егуд Иаков (Ehud Isacoff) из Калифорнийского университета в Беркли.

Слепые собаки наследуют те же генные изменения, что встречаются у некоторых людей с пигментной дистрофией сетчатки. Участвовавших в эксперименте животных забрали из питомников, и теперь они проходят тесты для определения степени восстановления их зрения после операции.

«Использование таких крупных животных, подходящих с клинической точки зрения, позволяет начать подготовку к следующим испытаниям на пути к разработке новой терапевтической стратегии для лечения людей», — сказал Уильям Белтран (William Beltran), ветеринар-офтальмолог Пенсильванского университета в Филадельфии.

зрение светочувствительность сетчатка глаза