В августе 2024 года в Забайкалье встретились ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН (Новосибирск), Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита) и Нанкинского института геологии и палеонтологии (Китай), проводившие здесь полевые работы. Одним из важнейших итогов международного интереса к геологии края стали находки следов динозавров.

Плита со следами динозавра. На правом фото контуры отпечатков обведены красным

Плита со следами динозавра. На правом фото контуры отпечатков обведены красным

 

По словам специалистов, найденные отпечатки трехпалых конечностей могут принадлежать динозавру, близкому к игуанодонтидам – растительноядным динозаврам отряда птицетазовых. Предполагается, что следы оставлены в раннюю эпоху мелового периода. Находка уникальная – это редчайший случай, когда на территории России обнаружены следы динозавров, второе в России местонахождение в меловых отложениях. Впервые отпечатки стоп динозавра были найдены в Кисловодске в 1988 году, они принадлежат игуанодону мелового возраста. В последующем известны лишь единичные сообщения о находках следов юрских и меловых динозавров на территории России, преимущественно на Северном Кавказе.

 

Почему исследования велись именно в Забайкальском крае?

Ученые из России и Китая отправились в Забайкалье, чтобы посетить ключевые разрезы верхнего мезозоя. Ранее в этих отложениях были найдены ископаемые остатки рыб, пресноводных рачков (конхостраков) и личинки насекомых (поденок). Все они принадлежат к биоте Джехол, окаменевших представителей которой в большом количестве находят на северо-востоке Китая. Это уникальная биота, которая сильно пополнила наши представления о живом мире и наземных организмах раннего мела (120–130 млн лет назад).

Исследователи посетили несколько интересных разрезов (Турга, Белая Гора, Дая, Усть-Карск), где отобрали образцы ископаемой фауны и туфов, а также образцы для детальных седиментологических исследований. Для определения абсолютного возраста пород очень важны туфы, в которых могут содержаться зерна минерала циркона, что позволяет с большой точностью проводить радиоизотопное датирование.

 

Что именно удалось обнаружить?

– Было найдено много остатков беспозвоночных, – отметил старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ СО РАН к.г.-м.н. Игорь Николаевич Косенко. – Это, в первую очередь, насекомые; различные ракообразные (от конхостраков и остракод до щитней); кроме того, были найдены многочисленные остатки рыб. Многие насекомые принадлежат к новым, еще не описанным видам. Нам предстоит большая работа по их описанию.

Также специалисты отобрали множество образцов для дальнейших седиментологических исследований. Это поможет детально восстановить условия осадконакопления в регионе и их постепенные изменения. В итоге ученые проведут корреляцию пород верхнего мезозоя Забайкалья с верхнемезозойскими толщами в Китае. За счет этого исследователи уточнят возраст отложений Забайкалья, а также больше узнают о распространении и темпах эволюции биоты Джехол.

В этой работе ученым поспособствуют и следы динозавра, обнаруженные на 800-килограммовой каменной плите. По словам китайских исследователей, эти отпечатки очень похожи на те, что находят на территории КНР. В связи с этим российские ученые рассчитывают найти новые остатки динозавров при дальнейших работах в Забайкалье.

Вверху: 1, 2 – ископаемые щитни, 3 – насекомое из отряда двукрылых. Внизу: 1 – насекомое из отряда двукрылых, 2 – личинка поденки

Вверху: 1, 2 – ископаемые щитни, 3 – насекомое из отряда двукрылых. Внизу: 1 – насекомое из отряда двукрылых, 2 – личинка поденки

 

Что стало с уникальной находкой после обнаружения?

В настоящее время плита со следами динозавра находится в музее АО «Прииск Усть-Кара» – туда ее переместили с помощью погрузчика, предоставленного золотодобывающей компанией.

Большое значение находки для дальнейших научных исследований отметили заведующая лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ СО РАН д.г.-м.н. Оксана Сергеевна Дзюба, главный научный сотрудник ИНГГ СО РАН чл.-корр. РАН Борис Николаевич Шурыгин и директор ИНГГ СО РАН чл.-корр. РАН Вячеслав Николаевич Глинских.

 

Исследования палеонтологов-стратиграфов ИНГГ СО РАН проводились при финансовой поддержке гранта РНФ № 22-17-00228 (https://rscf.ru/project/22-17-00228/), седиментологические и прочие исследования – за счет средств бюджета института (проекты FWZZ-2022-0004, FWZZ-2022-0008).

 

Источник информации и фото: пресс-служба ИНГГ СО РАН

Фотографии предоставлены И.Н. Косенко и В.Д. Ефременко