Несмотря на явный крен горы, нет оснований полагать, что она полностью разрушится и произойдет утечка радиации, - пишет nature.com со ссылкой на Science 1.

3 сентября 2017 года на полигоне Пунгье-ри под горой Мантапсан в Северной Корее была испытана ядерная бомба (все шесть ядерных испытаний, начиная с 2006 года, проводились на этом полигоне). Ученые проанализировали спутниковые радиолокационные изображения и сейсмические данные, чтобы оценить последствия взрыва. Исследователям удалось обнаружить, что взрыв, который создал сейсмическое возмущение магнитудой 6,3, заставил вершину горы опуститься примерно на полметра.

«Я наносил на карту смещения поверхности от многих геодинамических процессов, таких как землетрясения, извержения вулканов, оползни, но я никогда не видел такого большого смещения, вызванного деятельностью человека», - говорит соавтор работы Дэн Ванг - исследователь дистанционного зондирования и геодезии Наньянгского технологического университета в Сингапуре.

Несмотря на большой крен горы, на ее вершине не видно кратеров – это снижает риск ее полного разрушения и утечки радиации.

Воссоздание событий

В большинстве случаев обнаружение и анализ ядерных взрывов основываются на сейсмических данных с наблюдательных станций в регионе. Но измерение фактического перемещения горы затруднено без доступа к объекту.

Команда Дэна Ванга обратилась к технологии радиолокационного синтезирования апертуры, которая создает изображения с высоким разрешением, сканируя земную поверхность антенной в горизонтальной плоскости, закрепленной на самолете-носителе. Исследователи сравнили данные, собранные немецким спутником TerraSAR-X до и после взрыва. Они обнаружили, что склоны горы смещены горизонтально на 3,5 метра с наибольшим сдвигом на западном и южном флангах, где местность была самой крутой.

Используя дальнейшие сейсмические данные и компьютерное моделирование, ученые воссоздали последовательность событий. Их анализ показал, что сразу за взрывом – примерно через секунду - последовало частичное разрушение породы непосредственно над полостью взрыва.

Второе, менее масштабное сейсмическое событие произошло спустя восемь с половиной минут. Многие интерпретировали его как разрушение некоторых туннелей на полигоне. Однако оно не сильно повлияло на положение горы.

В течение недели после взрыва поврежденная над полостью скала медленно оседала, что привело к опусканию вершины горы на полметра.

Исследователи оценили мощность ядерного взрыва в 190 килотонн в тротиловом эквиваленте, что в 13 раз сильнее, чем взрыв бомбы, брошенной на Хиросиму (Япония) в конце Второй мировой войны. Сразу после взрыва оценки были не такими высокими.