С 1937 по 1991 г. в Арктике дрейфовала 31 полярная станция СССР. Полярники посменно работали на льдинах, а экспедиции длились от года до нескольких лет. В числе таких станций — «Северный полюс — 3», которая была организована 9 апреля 1954 г. и дрейфовала на паковом льду до 20 апреля 1955 г. Руководил экспедицией советский океанолог, географ, исследователь Арктики Алексей Федорович Трешников.

Идея дрейфующих станций появилась еще в романе Жюля Верна «В стране мехов». Там описывается, как группа людей дрейфует по Северному Ледовитому океану к Берингову проливу на отколовшейся льдине, на которой построена фактория. А затем идею использования дрейфа льдов в изучении океана обосновал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен.

Дрейф станции «Северный полюс — 3» длился 378 суток. Она прошла в общей сложности 2,2 тыс. км со скоростью 5 км в сутки. Размер льдины на момент открытия — 2000 × 2500 м. Однако в ноябре лед дал трещину и станцию пришлось перенести на другое место. Позже трещина увеличилась до 300 м и разделила лагерь на две части, но станцию больше не перемещали. За время существования «Северного полюса — 3» на станции побывали 107 человек, было привезено 189 т груза и были приняты 133 самолета и вертолет МИ-4. А 14 апреля 1954 г. из Арктики была получена первая метеосводка.  Дрейфующая станция «Северный полюс — 3» собрала данные о рельефе океанического дна, земном магнетизме Центральной Арктики, погоде, ионосфере. Открытие станции «Северный полюс — 3» широко освещали в прессе и по радио.

Трешникову удалось добиться, чтобы в перечень грузов было включено пианино. «Ты себе представить не можешь, — говорил Алексей Федорович главному хозяйственнику экспедиции, — вокруг вечные льды, морозы, торосы голубеют. Полярник берет аккорд, и потрясенные белые медведи рыдают от восторга». Тем не менее начальник Главсевморпути В.Ф. Бурханов вычеркнул этот фантастический пункт. К приезду начальника и его штаба полярники создали ледовый дворец, а на площадках его верхних ступеней установили снежные морды медведей.

Полярный исследователь А.Н. Чилингаров назвал советских ученых настоящими героями, потому что техника была совсем другой, а значит, условия экспедиций были более суровыми. А.Ф. Трешников писал об экспедиции «Северного полюса — 3»: «Теперь, когда полярная ночь в прошлом, даже трудно представить себе ее бесконечность и тишину. Временами смотришь на торосы вблизи лагеря и думаешь: могли бы мы перенести все это еще раз?»

Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-3». Начальник станции Алексей Трешников у себя в палатке за рабочим столом

Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-3». Начальник станции Алексей Трешников у себя в палатке за рабочим столом

Благодаря многолетним научным экспедициям собран колоссальный материал о природе Центральной Арктики: данные о том, как движется и меняется ледяной покров, какие существуют океанические течения подо льдом, каковы структура водных масс Северного Ледовитого океана, рельеф его дна и кто живет на глубине. Проводились также серьезные метеорологические наблюдения, на основе которых была составлена полная картина циркуляции атмосферы в Северном полушарии и средних широтах. Программа дрейфующих станций была приостановлена в связи с распадом СССР в 1991 г., так как финансировалась за счет государственных средств.

Источники:

МузейЦСДФ. «Неизвестные герои Севера» — страницы в истории Арктики.

А.И. Угрюмов, В.П. Коровин. На льдине к Северному полюсу.

Арктика: экология и экономика No 1 (13), 2014. 100-летие «хозяина двух полюсов» (к юбилею А.Ф. Трешникова).

Фото на странице и на главной странице: МАММ / МДФ / Яков Рюмкин