Эволюция самолетов, как и в случае с живыми существами, умеющими летать, идет в сторону увеличения размеров. При этом  выдерживается определенное соотношение массы двигателя к массе всего корпуса. В мире животных этот закон также работает: масса органов, связанных с движением (мускулов, сердца и легких), пропорциональна массе тела.

К такому выводу пришел физик Адриан Биджен (Adrian Bejan) из университета Дьюка (США). Он проследил развитие гражданской авиации, используя базы данных коммерчески успешных моделей от транспортника 1930-х годов Douglas DC-3  до гигантских Боингов 777 и 747. Учитывались такие параметры, как год запуска, размер, средняя эксплуатационная скорость, масса двигателя и топлива, дальность полета, размах крыльев и длина фюзеляжа.

Ученый обнаружил две четкие закономерности. Во-первых, за столетие существования авиации самолеты становятся все больше и больше. Во-вторых, соотношение массы корпуса к скорости у большинства моделей соответствует аналогичной пропорции у эволюционно успешных млекопитающих, птиц и насекомых.

Любопытно, что от магистральной линии эволюции самолетов отклонился «Конкорд». Его отличал слишком большой вес,  непропорциональная длина фюзеляжа относительно размаха крыльев, массивные двигатели. Возможно, нарушение «Конкордом» неписаных правил и обрекло его на коммерческий провал.

Фото: Steve Fitzgerald (GFDL 1.2GFDL 1.2 or GFDL 1.2), via Wikimedia Commons