Материалы портала «Научная Россия»

Самая ранняя запись полифонии в европейском средневековье

Самая ранняя запись полифонии в европейском средневековье
Нотная запись песнопения, датированная предположительно началом X века, найдена в Национальной библиотеке Великобритании.

В руках ученых оказалась самая ранняя из ныне известных нотная запись полифонической музыки, ее нашел в Британской библиотеке аспирант Кембриджского университета Джованни Варелли (Giovanni Varelli). Предположительно запись отнесли к началу X века, это короткое песнопение, посвященное Святому Бонифацию, сообщается в пресс-релизе Кембриджского университета.

Найдена рукопись была случайно, Варелли, специализирующийся на ранних формах нотного письма, обратил внимание на необычную запись и понял, что она состоит из двух вокальных партий, дополняющий друг друга. Ранее никто не оценил документ просто в силу особенностей формы записи. «Когда я попытался прочитать мелодию, то заметил, что запись музыки та же, что и для хорала [в контексте средневековой полифонической музыки. — Прим. ред.], и такого рода "диаграмма" должна быть произведением для двух голосов, основанным на антифоне св. Бонифацию, — рассказал Варелли. — запись хорала дала направление мелодии, нотация органума стабильно следовала ей и дала точные интервалы для хорала».

Полифония, принципы которой положили начало европейской музыкальной традиции, представляет собой музыку, в которой сочетается несколько независимых мелодий. Найденная в Лондоне запись — самая древняя из известных ученым. Ранее таковой считалась запись, датированная примерно 1000 годом, вновь найденная же написана, по словам Варелли, в первые десятилетия X века. Песнопение записано с использованием ранней формы нотного письма, существовавшей еще до изобретения нотного стана.

Так вот, такой вид музыкального произведения называют органум, это наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки, ведущая происхождение от просто песни, где аккомпанемент идет выше или ниже основной мелодии. Автора произведения определить не удалось, однако в ходе исследования было обнаружено, что, скорее всего, родиной его был один из церковных центров, находившихся на северо-западе современной Германии, вероятно, в районе Дюссельдорфа или Падерборна.

Первым ключом послужила сама форма записи, известная, в частности, как «восточная палеофранконская» — чаще всего в то время она использовалась в Германии. Вторым была запись на латыни, сделанная неизвестным писцом вверху страницы, гласившая «который празднуется 1 декабря». Этот странный комментарий, относившийся к празднованию дня св. Матерниана (Maternianus), епископа Реймсского (348–359), напоминал о факте, что — в отличие от большинства монастырей, отмечавших этот день 30 апреля — немногочисленные общины на северо-западе Германии отмечали его как раз 1 декабря. Из всего вышеупомянутого следовало, что тот, кто записал музыку, скорее всего жил в этой части Германии.

Найденная запись музыкального произведения ценна не только своим возрастом. Специалисты обнаружили, что композитор экспериментировал с формой произведения, отходил от существовавших правил сочинения полифонической музыки. «Мы заглянули в период зарождения полифонической музыки, и мы удивлены тем, что мы там увидели. Оказывается, музыка и тогда пребывала в стадии экспериментов и развития, а не жестких правил», — поясняет ученый.

Ниже приводим пример исполнения, а также часть записи в современной нотации, для желающих исполнить лично.

кембриджский университет нотная запись полифоническая музыка

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий