Психологи обнаружили, что достаточно просто сказать человеку, что у него высокий или низкий генетический риск развития определенных физических качеств, и его организм конкретным образом отреагирует на это при занятиях спортом или приеме пищи, независимо от того, какой генетический вариант у человека на самом деле, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Nature Human Behavior.

Если вы хотите выиграть гонку или придерживаться сложной диеты, тренеры всех видов скажут вам, что все дело в «разуме, а не в материи». Но этот совет редко находит понимание в медицинском сообществе, где считается, что способности человека больше зависят от генов и окружающей среды, чем от мышления.

Результаты нового исследования могут стать откровением для медицинских работников и компаний, занимающихся анализом ДНК. «С точки зрения психологии неудивительно, что информация о генетическом риске может действовать таким образом, - говорит исследователь поведения Сьюзан Перски из Национального института исследования генома человека в Бетесде (штат Мэриленд), которая не принимала участия в исследовании. – Но для генетического сообщества эта идея новая».

После получения этического одобрения для проведения эксперимента, в котором участников должны были обманывать, аспирант Брэдли Тернвальд и его коллеги из лаборатории психолога Алии Крам в Стэнфордском университете в Пало-Альто (штат Калифорния) привлекли 116 молодых людей и людей среднего возраста для так называемого «персонализированного медицинского исследования». Участники прошли тест на беговой дорожке, а также у них проверили вариант гена, который влияет на способность человека к физической нагрузке.

Неделю спустя участникам был дан результат, основанный не на их фактических данных, а на том, в какую группу их случайным образом поместили. Одним говорили, что у них есть версия гена CREB1, заставляющая человека легко уставать; другим - что их версия гена обеспечивает высокую выносливость. Затем они снова бежали на беговой дорожке.

На этот раз те, кому сказали, что у них версия CREB1 с низкой выносливостью, показали худшие результаты в тесте, даже если на самом деле у них был другой вариант. По сравнению с результатами, полученными в первом тесте, в среднем их тела удаляли токсичный углекислый газ менее эффективно, а объем легких уменьшился. А те, кто считал, что у них «хорошая» версия гена CREB1, в среднем бегали немного дольше, прежде чем почувствовать жар и усталость, независимо от того, какой у них вариант гена. «Простое предоставление людям этой информации изменило их физиологию», - говорит Тернвальд.

Команда также проверила вторую группу из 107 человек на версию гена FTO, который влияет на то, насколько полноценно мы чувствуем себя после еды. Некоторые версии это гена также могут предрасполагать людей к ожирению. Участники съели небольшую порцию еды и оценили степень сытости. Затем одни участники получили сообщение о том, что у них есть версия FTO, которая делает их более голодными, чем остальных людей, а другие – что их версия гена позволяет быстрее насыщаться. После этого участники снова ели ту же пищу, что и в первый раз. При этом люди, которым сказали о «голодной» версии гена, не чувствовали себя иначе. Но участники из второй группы в среднем чувствовали себя менее голодными после еды; также у них в крови был более высокий уровень гормона, который указывает на чувство сытости.

В случае обоих генов, изменения в телесных реакциях были сильнее, чем между людьми с действительно разными версиями генов. «…Эта информация заставляет вас думать: «Я нахожусь в группе высокого риска или я защищен», - говорит Крам. - И это само по себе может оказать сильное влияние на физиологию и мотивацию».

Результаты исследования могут иметь серьезные последствия для генетического тестирования, особенно в коммерчески доступных продуктах, которые могут выявить оценки риска для таких состояний, как болезнь Альцгеймера и рак. Стэнфордская команда считает, что людям не обязательно прекращать тестирование. Но они - вместе с медицинскими работниками и генетическими консультантами - должны помнить, что знание о риске может в какой-то степени влиять на результаты. Работа показала, что, если человек просто думает, что он подвержен высокому риску, например, ожирения, это может изменить его физиологию, сделав его более склонным к заболеванию, - объяснил Тернвальд.

Теперь перед учеными стоит вопрос: являются ли эти эффекты кратковременными или могут длиться годами.

[Фото: sciencemag.org]