Ученые из Медицинской школы Северо-Западного университета (США) использовали новый подход к CRISPR и обнаружили 86 человеческих генов, которые могут играть роль в том, как ВИЧ воспроизводится и вызывает заболевание. Среди них – более 40 случаев, которые никогда не рассматривались в контексте ВИЧ-инфекции. Открытие может помочь разработать новые стратегии для лечения вируса иммунодефицита человека, сообщает пресс-служба вуза. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

«Существующие медикаментозные методы лечения являются одним из наших наиболее важных инструментов в борьбе с эпидемией ВИЧ и оказались удивительно эффективными в подавлении репликации и распространения вируса, – отмечает Джадд Халтквист (Judd Hultquist) из Северо-Западного университета. – Но эти методы не излечивают, поэтому люди, живущие с ВИЧ, должны следовать строгому режиму лечения, который требует постоянного доступа к хорошей медицинской помощи – это просто не тот мир, в котором мы живем».

Обычно в качестве моделей для изучения репликации ВИЧ использовали иммортализованные – «бессмертные», способные размножаться вечно – раковые клетки человека (такие как клетки HeLa). Хотя этими клетками легко манипулировать в лаборатории, они представляют собой несовершенные модели клеток крови человека. Кроме того, в большинстве этих исследований используются технологии, которые только подавляют экспрессию определенных генов, но не отключают их полностью, как в случае с CRISPR, а это означает, что ученые не всегда могут четко определить, помогает или мешает тот или иной ген в репликации вируса.

В этой же работе ученые использовали Т-клетки – основной тип клеток, на которые нацелен ВИЧ, — выделенные из донорской крови человека. А с помощью «молекулярных ножниц» CRISPR-Cas9 исследователи удалили сотни генов. Затем клетки инфицировали ВИЧ и наблюдали за ними. В клетках, которые потеряли ген, важный для воспроизведения вируса, снижалось распространение инфекции, в то время как в клетках, которые потеряли противовирусный фактор, инфекция распространялась.

В результате авторы работы определили 86 генов, которые помогают ВИЧ-инфекции встраиваться в ДНК человека и вызывать хроническое заболевание. Половина из этих генов и ранее была связана с вирусом, а остальные – 46 генов – никогда не рассматривались в контексте этого заболевания, поэтому они могут стать новыми мишенями для борьбы с ВИЧ.