Верхняя строчка клавиатуры в английской раскладке большими буквами – QWERTYUIOP. Американский инженер Рэй Томлинсон вспоминает, что именно такую абракадабру отправил первым в мире электронным письмом в 1971 году. Впрочем, при тестировании системы, или проверке, например, не отключился ли интернет на телефоне, большинство людей именно так и поступают – отправляют набор символов, где важно не значение, а сам факт доставки: дошло – значит работает.

В определенной мере, отправка первого электронного письма стала революцией в области связи, хотя и информации о первом email немного, и помнят про факт далеко не все.  Но сегодня около 300 миллиардов электронных писем ежедневно отправляются по адресам.

Отправить текст или фото сегодня не проблема, был бы интернет. Другое дело посылки – в доставке вещей, продуктов и лекарств сегодня тоже участвуют новые технологии. Что предлагает современная почта - в материале «Научной России».

Фото: fotogigi85 / 123rf.com

Фото: fotogigi85 / 123rf.com

 

По воздуху

В 2016 году на лужайку и одного из домов в Кембридже приземлился дрон с пакетом попкорна и небольшой телевизионной приставкой. Фактически, тогда компания Amazon открыла эпоху коммерческой доставки беспилотниками.

О первых планах доставлять почту беспилотниками начали говорить в начале 2010 годов. Тогда же зарубежные и российские компании начали готовить инфраструктуру для роботизированной доставки, экспериментировать с первыми полетами, но до сих пор технологии не получили повсеместного распространения, хотя отдельные страны и регионы используют такой способ достаточно широко.

В качестве аппаратов для беспилотной доставки сегодня предлагают использовать коптеры с шестью и большим количеством пропеллеров. Груз помещают в отсек в нижней части дрона или в отдельный контейнер. Отдельные тяжелые дроны могут поднимать до 20 килограммов полезной нагрузки, но дальность и время их полета сильно ограничены. Чаще используют коптеры с небольшой грузоподъемностью – около двух килограммов. В 2021 году в Почте России рассказали о планах наладить беспилотную доставку почты в труднодоступные регионы страны, например, на Камчатке и Чукотке. По расчетам, это больше чем в полтора раза увеличит скорость доставки и удешевит логистику.

Одним из почтовых решений будущего могут стать автоматизированные системы доставки почты, где роль курьеров будут выполнять беспилотники. По одной их схем, почта пакуется в прочный, водонепроницаемый пакет и загружается в дрон, который отправляется в заданную точку, ориентируясь на сигналы GPS. В такой схеме рассматривается возможность доставки почты без спуска аппарата – сверток может быть сброшен на небольшом парашюте или на тросике.

Во многих странах мира сейчас рассматриваются законодательные нюансы, которые относятся к беспилотной доставке. Технология выглядит перспективно, но все еще надо преодолеть ряд трудностей: возможность кражи дрона, в том числе с помощью кибератак, сложности с доставкой почты непосредственно в руки получателю и опасность столкновения беспилотников, особенно, если такая система доставки станет массовой.

По земле

Безопасней, чем по воздуху, и меньше трудностей с юридической частью – эксперименты с доставкой еды роботами-курьерами в России компания Яндекс начала в 2019 году. Фактически, умный холодильник на колесах с компьютером, аккумуляторным двигателем, камерами, радарами и датчиками может доставить продукты в относительно небольшом радиусе.

 После получения заказа человек загружает в грузовой отсек робота набор продуктов, а ровер с помощью загруженных карт с дорожной разметкой составляет маршрут. Наземный дрон объезжает препятствия, пропускает пешеходов и автомобили, пересекает перекрестки на зеленый свет. Пока автоматизированную доставку можно заказать только в отдельных районах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Жесткая требовательность роверов к качественным дорогам и тротуарам с плавными съездами и подъемами на бордюры, невозможность доставить товар до двери пока оставляет эту систему доставки в ранге редкой диковинки.

Изготовить на месте

Технологии доставки почты будут совершенствоваться, как от курьеров на лошадях шагнули к железнодорожным и авиационным перевозкам, а от конвертов к электронной почте. Специалисты говорят, что сейчас это во многом вопрос не технологий, а экономики и законодательства.

Одной из возможных перспектив на стыке доставки и торговли может стать система децентрализованных производств небольших товаров с помощью аддитивных технологий. То есть вместо изготовления большой партии относительно простых бытовых предметов, например расчесок, за рубежом с последующей доставкой и распространением по магазинам, может появится система 3D-печати на местах. То есть, чтобы выбрать, например, кружку, можно будет не заказывать и ждать доставку с популярной торговой площадки китайских товаров, а отправить запрос на печать точно такого же предмета относительно недалеко от дома.

 

По материалам из открытых источников

Фото на главной странице: bastechnology.ru и motor.ru